Урсула фон дер Ляйен попала в неловкое положение. Фото Reuters
В Евросоюзе ожидают утверждения кандидатур на должности еврокомиссаров. Всего их 26 – на одну меньше, чем членов ЕС, поскольку Германию представляет глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, переизбранная на второй срок. Она обещала сформировать «гендерно сбалансированный» кабинет и предложила странам предоставить ей выбирать между кандидатом мужчиной и женщиной. Однако вняла просьбе фон дер Ляйен лишь Болгария, а Бельгия и вовсе пока не определилась с кандидатом.
У главы Еврокомиссии до пятницы остается не так много времени, чтобы определиться, кто войдет в ее кабинет. Каждая страна Евросоюза должна представить фон дер Ляйен своего кандидата. Предварительно немецкий политик просила, чтобы у нее был вариант выбора как женщины, так и мужчины от 26 стран-членов.
Напомним, глава ведущего исполнительного органа Евросоюза была переизбрана 18 июля: за нее проголосовал 401 евродепутат, против высказались 284, еще 15 воздержались. Тогда же фон дер Ляйен огласила свою просьбу представить ей от стран как кандидатов-женщин, так и мужчин.
Кандидатов должны были предложить к концу августа. К дедлайну успели не все: со своим кандидатом не определилась Бельгия. Этому есть определенное оправдание: в этой стране, как и в Нидерландах, непросто сформировать правительство: о создании кабмина дробленым политическим силам иногда приходится договариваться годами. Выборы в Бельгии прошли 10 июня, и исполняющий обязанности премьер-министра Александер де Кроо до сих пор работает, несмотря на то что в новое правительство он точно не войдет, что сам анонсировал. СМИ пишут, что скорее всего Брюссель предложит кандидата-мужчину.
Впрочем, и остальные страны не сильно обрадовали фон дер Ляйен. Дело в том, что 17 кандидатов на должности еврокомиссаров – мужчины, которым страны – члены блока не предложили альтернативы. Это создает перспективу самого «мужского» кабинета Еврокомиссии с конца прошлого века.
Проблема для фон дер Ляйен в том, что она ограничена в своем выборе. Страны предлагают ей кандидатов на ту или иную должность, и она решает, подходит ей кандидат или нет. Разумеется, обычно кандидат все-таки утверждается.
При этом реальный выбор был предложен лишь Болгарией. София выдвинула в кандидаты как бывшего министра иностранных дел Екатерину Захариеву, так и бывшего министра экологии Юлиана Попова. Как ни странно, именно страна, перманентно находящаяся в политическом кризисе, пошла главе Еврокомиссии навстречу.
«Гипотетически фон дер Ляйен может отклонить кандидатуры, но это вряд ли произойдет. Правительственный кризис не нужен, тем более по не самому важному гендерному вопросу. Куда важнее партийная принадлежность кандидатов: вот тут может оказаться больше загвоздок в деле соблюдения баланса», – отметил доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
Эксперт в разговоре с «НГ» подчеркнул, что новый состав еврокомиссаров может оказать существенное влияние на внутреннюю политику союза. Особенно это касается зеленой повестки, которая сейчас оспаривается многими политиками, тем более что состав Европарламента изменился не в пользу зеленых.
«А вот во внешней политике изменений будет немного, особенно если страны Евросоюза будут иметь в целом схожую и постоянную позицию, что актуально и сейчас. Тем более что внешними связями больше занимается не Еврокомиссия, а Евросовет», – пояснил Тэвдой-Бурмули.
При этом, по информации западных СМИ, чтобы как-то реализовать свои обещания, фон дер Ляйен уговаривает ряд стран заменить мужские кандидатуры на женские. После одобрения кандидатур главой Еврокомиссии кандидаты должны будут пройти процедуру утверждения в Европейском парламенте.
Евросоюз считается лидером в продвижении вопросов гендерного равенства. Страны ЕС совершенствуют законодательство о гендерных квотах и равной оплате труда. Поэтому нереализованные обещания фон дер Ляйен могут отразиться на ее авторитете. Впрочем, в каком-то смысле этот авторитет уже подорван.
Это связано не только с самой главой Еврокомиссии, но и с изменившейся конъюнктурой. Во время пандемии, когда структуры ЕС оказывали поддержку странам, с фон дер Ляйен считались больше, чем сейчас. Даже при том что свой первый срок в должности она провела вполне достойно.