Премьер-министр Великобритании Кир Стармер и канцлер ФРГ Олаф Шольц согласились, что не нужно разрешать Украине слишком многое. Фото Reuters
Неудачей закончилась попытка украинского президента Владимира Зеленского добиться согласия НАТО применять западное оружие против России без каких-либо ограничений. Против публично выступила Великобритания. Это значит, что красные линии, которые Украине не стоит переходить, с точки зрения Запада по-прежнему остаются даже спустя 2,5 года после начала российской операции. Не факт, что запрет на применение, в частности, дальнобойных ракет и авиации сохранится долго. Давление на правительственные круги западных стран усиливается и, возможно, достигнет успеха. Кроме того, многое может поменяться после президентских выборов в США – на это по крайней мере надеются в Киеве.
Сразу же после российских ударов по украинской территории Зеленский попросил созвать Совет Украина–НАТО. Этот особый механизм консультаций украинские власти намеревались использовать для усиления противовоздушной обороны страны. Во всяком случае, это следует из заявления пресс-службы Министерства обороны Украины. А в понедельник Зеленский предложил западным союзникам зайти еще дальше в своей поддержке Киеву: прямо участвовать в боевых действиях. «Очень важно, чтобы наши партнеры реализовали то, о чем мы с ними договаривались. Системы ПВО, ракеты к ним. А также мы, наконец, должны прийти к совместному сбиванию российских ракет и дронов», – сказал он в видеообращении. Далее Зеленский конкретизировал, что успехи украинских военных были бы существеннее, «если бы авиация наших европейских соседей работала вместе с нашими F-16 и вместе с нашей противовоздушной обороной». А ранее, 24 августа, на встрече с президентом Польши Анджеем Дудой и премьер-министром Литвы Ингрид Шимоните он заявил, что надо убедить западные страны снять ограничения на применение поставляемого Украине оружия. По данным западных СМИ, усилия в этом направлении Киев якобы активно предпринимает.
Утверждается, в частности, что в ближайшие дни министр обороны Украины Рустем Умеров и глава офиса украинского президента Андрей Ермак привезут в Вашингтон некий список целей в глубине России, которые, если на то будет дано согласие США, будут атакованы украинской армией переданным американцами вооружением. Якобы это нужно для того, чтобы принудить РФ к переговорам. Косвенно данную информацию подтвердил сам Зеленский. На пресс-конференции во вторник он сообщил, что в сентябре собирается передать президенту США Джозефу Байдену некий «план победы», третий пункт которого включает в себя «мощный пакет принуждения России» к окончанию боевых действий «дипломатическим путем». Зеленский выразил надежду, что с планом будут ознакомлены участники ноябрьских президентских выборов в США – Камала Харрис и Дональд Трамп. «Мы не знаем, кто будет президентом, а выполнить этот план очень хочется», – пояснил украинский лидер.
Просьба Зеленского о созыве Совета Украина–НАТО была удовлетворена. С украинской стороны в нем по видеосвязи участвовал Умеров, а со стороны альянса – лишь полпреды. Такое решение принял генсек НАТО Йенс Столтенберг. Какую именно помощь Украине решено в итоге оказать, по официальным сообщениям не ясно. Однако можно утверждать, что радикальные варианты, предлагаемые Зеленским, не прошли. О совместных действиях авиации Украины и НАТО речь не идет. А снятие ограничений на использование западного оружия заблокировано одной, но весьма важной для украинской армии страной – Великобританией.
В среду британский премьер-министр Кир Стармер находился с визитом в Германии. На совместной пресс-конференции с канцлером ФРГ Олафом Шольцем он заявил, что позиция его правительства по вопросу об использовании западного оружия не отличается от позиции предшествующего кабинета Риши Сунака: атаковать им цели в глубине российской территории нельзя. «Я не собираюсь вдаваться в тактические вопросы относительно применения оружия по вполне очевидным причинам, но никаких новых решений не было принято», – сказал Стармер.
Истребители F-16 уже передаются Украине, но будут ли они атаковать города на «старой» территории России, еще не ясно. Фото Reuters |
Конечно, есть еще США. Только вот Байден свою позицию в данном случае сформулировал давно. «Мы не позволяем наносить удары на 200 миль в глубь России, и мы не позволяем наносить удары по Москве, по Кремлю», – сказал он в интервью телеканалу ABC news еще 6 июня, на торжествах по случаю 80-летия высадки союзников по антигитлеровской коалиции в Нормандии.
Значит ли это, что вопрос снят с повестки отношений Запада и Украины? Нет, не значит. Издание The Telegraph утверждает, что правительство Стармера в целом поддерживает применение Storm Shadow украинской армией без ограничений, но не будет к этому призывать, пока к той же точке зрения не придет администрация Белого дома.
«То, как на самом деле оценивают ситуацию в Европе, понять непросто. Ясно лишь, что все понимают: вряд ли какое-то решение такого рода может быть принято без участия США. Поэтому европейские политики ждут: ведь они не знают, кто станет следующим американским президентом, какого курса в отношении Украины он будет придерживаться», – указывает декан факультета мировой политики МГУ Андрей Сидоров.
В разговоре с «НГ» он отметил, что цели Зеленского и Соединенных Штатов могут не совпадать. «Евросоюз был главным торговым партнером России до 2022 года. Теперь же процесс сужения связей Москвы с ЕС, объективно выгодный США, идет полным ходом, его даже не надо поддерживать. Поэтому сейчас для Вашингтона примирительная позиция может стать более выгодной, чем линия на эскалацию. К тому же надо всегда помнить, что и республиканцы, и демократы считают главной угрозой США отнюдь не Россию, а Китай», – сказал Сидоров.
Об использовании Украиной западного оружия в ближайшие дни будут говорить на уровне ЕС. В четверг, 29 августа, состоится неформальная встреча министров иностранных дел стран Евросоюза, а в пятницу встретятся и министры обороны. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель написал 21 августа в соцсети, что по крайней мере на переговорах глав МИД пойдет речь о снятии ограничений «на силы и средства, применяемые против российских военных». Правда, позднее он конкретизировал, что министры будут обсуждать лишь укрепление противовоздушной обороны Украины.