Камала Харрис обещала защитить демократические свободы в Америке, на которые якобы посягает Трамп. Фото Reuters
В Чикаго подходит к концу конвент (съезд) Демократической партии США. Камала Харрис, получив поддержку делегатов, официально стала кандидатом в президенты – соперницей Дональда Трампа на ноябрьских выборах. Организаторы конвента постарались сделать все, чтобы продемонстрировать: партия едина и никакой альтернативы сделанному выбору нет. Хотя слова пользующейся немалым влиянием в руководстве демократов Нэнси Пелоси заставляют сомневаться в этом, в целом Харрис и ее кандидат в вице-президенты Тим Уолц действительно получили вотум доверия однопартийцев. Демократы, по-видимому, нацелены на то, чтобы не отдать власть Трампу во что бы то ни стало.
Теперь соблюдены все юридические формальности. Четырехдневный съезд утвердил то, что произошло, что называется, явочным порядком. Вместо победителя внутрипартийных выборов президента США Джозефа Байдена кандидатом объявлена та, кого он поддержал и кого заранее, онлайн-голосованием поддержали делегаты конвента – Харрис. За ее кандидатуру с трибуны агитировали все сколько-нибудь влиятельные и популярные фигуры в стане демократов. Речь в поддержку тандема Харрис-Уолц на съезде произнесли экс-президенты Билл Клинтон и Барак Обама, бывшие «первые леди» Мишель Обама и Хиллари Клинтон, неформальный лидер левого крыла партии Берни Сандерс и самый известный демократ-левак Александрия Окасио-Кортес, многие заметные губернаторы-демократы, политические ветераны партии.
Кто-то больше упирал на достоинства Харрис, кто-то, напротив, акцентировал внимание на угрозе, которую представляет Трамп. К последним относился, например, Сандерс. Некоторые эксперты предполагали, что от него партии, как и на многих состоявшихся ранее выборах, следует ожидать подвоха, даже несмотря на то что «вторым номером» своей команды Харрис избрала Уолца, тяготеющего по взглядам к левым. Опасения оказались напрасными. Сандерс не стал вспоминать о том, как критиковал Байдена и Харрис, не стал придираться к принятой на съезде программе кандидата, по одним оценкам – излишне левой, по другим – скорее центристской. «Это не радикальная программа. Программа Трампа – вот где настоящий радикализм!» – сказал он.
За кандидатуру Харрис высказалась экс-спикер Палаты представителей Пелоси, первая из заметных деятелей партии призвавшая Байдена отказаться от переизбрания. Республиканцы же и симпатизирующие им СМИ (в частности, телеканал Fox news) обратили больше внимания не на ее славословия в адрес Харрис в Чикаго, а на ее интервью, которое вышло 22 августа в The Wall Street Journal. В нем Пелоси сказала, что «многие из нас» (то есть представители партийного истеблишмента) хотели бы, чтобы был, как она выразилась, «открытый процесс» выбора кандидата от партии. Но у Харрис, по словам экс-спикера, «была поддержка президента, и она политически проницательно воспользовалась этим». Получился то ли случайно, то ли намеренно сделанный намек на то, что съезд утверждает кандидата не от хорошей жизни. До ноябрьских президентских выборов остаются считаные месяцы, и времени на споры о том, кто лучше сможет противостоять Трампу, просто нет. Сплотиться вокруг Харрис призывал и Байден, всеми силами постаравшийся продемонстрировать, что отказывается от переизбрания добровольно и ни на кого зла не держит. Об этом он планировал сообщить делегатам дважды, что необычно. Байден выступил перед ними в первый день съезда. И тогда же Харрис заявила, что он выступит и в заключительный. Тогда же свою финальную речь произнесет она.
«Съезд сделан как спектакль, как голливудское шоу. Там нет дебатов и разговоров относительно того, как демократы будут действовать в будущем. Есть лишь задача – сделать так, чтобы Трамп не попал в Белый дом и чтобы избиратели, так сказать, не раскусили, кто такие Харрис и Уолц», – сказал в комментарии «НГ» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Особое внимание заслуживает программа, принятая на конвенте. Трамп обратил внимание на то, что в ней около 20 раз говорится о том, что Байден (не Харрис!) будет делать на втором президентском сроке. По мнению кандидата от республиканцев, это яркое свидетельство того, что демократы относится к своему программному документу и содержащимся в нем обещаниям не слишком серьезно, раз даже не удосужились его отредактировать. Васильев же считает, что дело в другом. Демократы как бы психологически готовят американцев к тому, что власть не отдадут. «Байден отказался от переизбрания 21 июля. За месяц уж как-нибудь программу можно было вычитать и подправить. Это «послание» на случай, если президентские выборы выиграет Трамп. Власть ему все равно так или иначе не отдадут – вот о чем сигнализирует программа», – считает эксперт.
Следует заметить, что вариантов, при которых Трамп не станет президентом, даже если сократит разрыв в рейтингах с Харрис и победит на ноябрьских выборах, много. Самый вероятный из них – вступит в силу приговор по одному из его уголовных дел. Трамп уже признан виновным за махинации с финансовой отчетностью в связи с выплатой отступных порноактрисе Сторми Дэниелс. Приговор будет оглашен 18 сентября, после его дебатов с Харрис, которые покажут, чьи претензии на президентский пост более весомы.