На фото Ирмгард Фурхнер на скамье подсудимых. Фото Reuters
В Германии во вторник завершился, как утверждает немецкая пресса, последний судебный процесс над нацистским преступником. Федеральный верховный суд рассматривал апелляцию по делу престарелой Ирмгард Фурхнер, осужденной земельным судом за содействие в убийстве 10,5 тыс. человек в период с 1943 по 1945 год. Он оставил в силе приговор земельного суда.
Фурхнер в 1943 году нанялась на работу секретаршей к коменданту концентрационного лагеря Штутгоф неподалеку от Гданьска. Он был создан в 1939 году и сначала служил пересыльным пунктом, но позднее вошел в число концлагерей, которых на подконтрольных Третьему рейху территориях насчитывалось около 1 тыс. В годы войны в нем находились 119 тыс. заключенных, из которых 65 тыс. погибли. На заключенных в этом лагере проводились медицинские эксперименты, там было налажено производство мыла.
Сама фрау Фурхнер непосредственно никого не убивала. Правда, неизвестно, состояла ли она в СС и вообще была в лагере гражданской или военнослужащей. Убийствами занимались эсэсовцы, а Фурхнер печатала приказы руководства лагеря, направления заключенных на работы и эксперименты. За это она была осуждена в декабре 2022 года земельным судом в Итцехое (земля Шлезвиг-Гольштейн) на два года условно. Такое наказание считается штрафом, назначаемым для подростков. Приговор скорее всего был вызван тем, что обвиняемую привезли в судебный зал в инвалидной коляске и она была неспособна что-либо вспомнить.
Правда, столь мягкий приговор суд объяснил тем, что на момент совершения преступления обвиняемой было 18–19 лет. То есть по немецким меркам она была несовершеннолетней. В приговоре отмечалось, что Фурхнер осуждена за содействие в убийстве 10,5 тыс. человек.
Ее непосредственный начальник оберштурмбаннфюрер СС Пауль Вернер Хоппе был осужден в Западной Германии в 1950-х годах на девять лет и умер в 1970-х. Он стал комендантом концлагеря после ранения на Восточном фронте и признания негодным к военной службе. На его совести смерть десятков тысяч еврейских заключенных, которые были по его приказу умерщвлены инъекциями яда или расстреляны. Весьма мягкий по международным меркам приговор эсэсовцу свидетельствует о том, то в Западной Германии боролись с нацизмом, но достаточно умеренно.
Интерес к судьбе его секретарши пробудился в Германии в связи с тем, что ее адвокат подал апелляцию на приговор земельного суда. Однако уроки этого процесса, как представляется, выходят за рамки суда по делу последнего нацистского преступника.
Дело в том, что суду пришлось проанализировать факты деятельности нацистов, которые и определяют такое явление, как нацизм. Это и теория расового превосходства одной нации над другими, и практика уничтожения представителей наций, признанных неполноценными, и использование в этих целях специфических инструментов уничтожения, включая создание массовых концлагерей. Для немецкой политики это имеет внешний и внутренний смысл. Ведь не секрет, что многие немецкие политики не видят элементов нацизма и нацистской идеологии в действиях Киева и, напротив, склонны видеть их в действиях правопопулистской оппозиции.
Не случайно известный политический еженедельник Германии вышел с утверждением о возвращении фашизма в этот мир. Анализируя эту статью, журнал Focus пишет, что еженедельник пытается внушить своим читателям страх. Обозреватель Ульрих Райтц считает, что, называя таких политиков, как Дональд Трамп, Виктор Орбан или Марин Ле Пен, «домашними гитлерами», еженедельник грешит упрощенным пониманием нацизма.
Это попытка подвести под известный слоган другое содержание, очернить политиков, альтернативных нынешнему преобладающему политическому течению в мире, и отвернуть от них избирателей. Ведь современный избиратель реагирует скорее на ярлыки и не старается вникнуть в суть проблемы. Поэтому процесс над фрау Фурхнер и может показать немцам истинное лицо нацизма.