Премьер-министр Индии Нарендра Моди провел торжественную церемонию в честь Дня независимости у исторической цитадели – Красного форта в Дели. Фото с сайта www.pmindia.gov.in
Премьер-министр Индии Нарендра Моди обратился 15 августа с трибуны Красного форта в Дели к гражданам с призывом бороться с кастовыми предрассудками, непотизмом, ущемлением прав женщин, потребовал продвигать молодежь на руководящие посты. Но в речи прозвучал и совсем не праздничный мотив. Глава правительства сказал о преследовании меньшинств в соседней Бангладеш после бегства бывшего премьер-министра Шейх Хасины в Дели. По мнению экспертов, Индия будет следить за событиями в Бангладеш, но от прямого вмешательства воздержится.
15 августа 1947 года Джавахарлал Неру, первый глава правительство Индии, торжественно поднял над Красным фортом шафранно-бело-зеленое полотнище – государственный флаг. Это символизировало, что господство Британии на индийском субконтиненте закончилось. Этот день во всей стране выходной, над монументами и госучреждениями включают освещение.
Но нынешний премьер в своем выступлении сделал упор не на борьбе с колонизаторами, а на современных проблемах. Одна из них – кумовство, привилегии при поступлении на госслужбу для родственников чиновников. Моди пообещал помочь примерно 100 тыс. юношей и девушек без связей стать активными участниками политической жизни.
Однако события побудили премьера сказать и о неблагоприятной для Индии смене власти в соседней Бангладеш. Как передает агентство АР, Моди указал, что там нападают на дома и храмы индусов и других религиозных и этнических меньшинств. «Мы надеемся, что ситуация вскоре нормализуется», – добавил Моди.
Бывший лидер Бангладеш Шейх Хасина бежала в Индию 5 августа, после того как ни полиция, ни армия не смогли пресечь демонстрации и акты насилия на улицах столицы Дакки и других городов. Она, вероятно, останется пока в Дели, а потом решит, где просить политического убежища.
Тем временем в республике правительство возглавил нобелевский лауреат Мухаммад Юнус, который был автором инициативы давать микрокредиты бедноте. Юнус постарался обнадежить индусов на встрече с их представителями, обещал предоставить им защиту. Толчком к потрясениям и протестам студентов послужило намерение правительства Шейх Хасины предоставить льготы при поступлении на госслужбу потомкам ветеранов освободительной борьбы в 1971 году. Хотя власти категорически отреклись от этого плана, студенческие выступления охватили и столицу, и другие города.
Индия, пославшая в 1971 году свои войска на помощь повстанцам в стране, которая тогда была восточной провинцией Пакистана, попала в сложное положение. Игнорировать драму у близкого соседа она не может, но и вмешиваться в его дела тоже не хочет.
Однако у Индии есть надежный, проверенный временем партнер – Россия. В поздравительном послании президенту Индии Драупади Мурму и премьеру Моди президент РФ Владимир Путин, как говорится на сайте Кремля, указал, что Москва придает большое значение отношениям особо привилегированного стратегического партнерства с Индией. «Уверен, что последовательная реализация договоренностей, достигнутых по итогам наших недавних переговоров в Москве, будет способствовать дальнейшему развитию многопланового российско-индийского сотрудничества», – подчеркнул Путин.
В то же время, как сообщает Reuters, Центральные банки России и Индии возобновили дискуссии о создании механизма по расширению торговли валютами двух стран. Этот шаг позволит избежать споров о платежах. Стороны намечают установить базовую ставку для торговли в двух валютах вместо того, чтобы вести расчеты в долларах США.
Россия превратилась во второго после Китая экспортера в Индию. Ее экспорт в Индию вырос до 23,78 млрд долл. за четыре месяца текущего финансового года Индии, который начинается в апреле. По сравнению с прошлогодними показателями рост составил 20,3%. Россия ввозит в Индию главным образом нефть и нефтепродукты.
Источник в Индии сказал Reuters: «Если мы будем иметь прямую ставку для обмена рупии на рубли, то мы не должны будем использовать другую валюту, включая доллар. Но для этого нужно будет вести торговлю в гораздо больших масштабах и в течение долгого времени».
Индийская и западная пресса обсуждают вопрос о том, как придется реагировать Дели, если обстановка в Бангладеш все же не стабилизируется. Сергей Величкин, доцент Дипломатической академии МИД РФ, полагает, что Индия может прибегнуть к дипломатическим и экономическим мерам воздействия. «Но вооруженное вмешательство исключено», – сказал «НГ» эксперт.