Корейцы, приехавшие из Средней Азии, позируют у ресторана, созданного бывшими советскими гражданами. Фото с сайта www.koreancoop.com
Чечхон славится озером и горными пиками на горизонте. Но, как и во многих городах в Республике Корея (РК), жители в нем стареют, население сокращается. Близлежащие шахты и цементный завод прекратили работу. Более десятка школ закрылись, остался один кинотеатр. Но Ким Чан Гюн, мэр города, обратился к корейцам, которые в 1937 году были депортированы в Среднюю Азию с советского Дальнего Востока, и пригласил приезжать. Впрочем, корейцы из Узбекистана и других бывших советских республик, а также из РФ сами стали переселяться в РК. Число их достигло более 100 тыс.
Прежде чем стать мэром, Ким Чан Гюн 40 лет работал дипломатом. Приехав в город, он обнаружил, что в центре полно пустующих магазинов и предприятий, а их хозяева жалуются на нехватку рабочих рук.
Подоплека этого – большое количество людей в возрасте и крайне низкий уровень рождаемости. Бывший дипломат сообразил, что источником пополнения рабочей силы могут стать люди корейского происхождения, которые живут в Средней Азии почти 100 лет. Как следовало из рассуждений мэра, если их удастся убедить переехать в Чечхон (130 тыс. жителей), тогда перспективы города улучшатся.
Ким полагал, что бывших советских корейцев примут теплее, чем других рабочих – мигрантов, поскольку в Южной Корее придают большое значение кровным связям. А забытый язык помогут восстановить преподаватели и учебные программы, пишет The New York Times.
Мэр утверждает: бывшие советские корейцы – «это квалифицированная рабочая сила, это часть нашей семьи». План мэра стал осуществляться в прошлом году. Приезжих селили в бывших общежитиях студентов. И вот теперь прохожие слышат, как будущие граждане толкуют между собой в ресторанчике по-русски, а заказывают кимчи.
В домах, в которых нет студентов, теперь живут семьи, которые местные называют «коре сарам» – то есть переселенцев из бывшего СССР. Мэр Ким впервые пообщался с ними в 1993 году в качестве молодого дипломата в Казахстане. А став градоначальником, он не раз ездил в Среднюю Азию, чтобы позвать больше новых людей в Чечхон.
Советские корейцы стали наведываться в Южную Корею еще 10 лет назад. Они работают на заводах, фабриках или в других местах. Это такая работа, которую сами южнокорейцы не хотят выполнять. Но зато заработки гораздо лучше, чем в Средней Азии.
В Южной Корее сейчас самый низкий уровень рождаемости в мире. Население уменьшается. Тем не менее южнокорейцы очень неохотно принимают ограниченное число рабочих – мигрантов. Причем им предоставляют возможность выполнять самые опасные и сложные виды трудовой деятельности. Что касается «коре сарам», то они стоят где-то посередине между иностранцами и «сыновьями земли». Недаром советские корейцы жалуются, что местные не считают их своими, относятся скорее как к чужакам.
Альбина Юн, исследователь, изучавшая проблему приезжих корейцев, говорит: «Факт состоит в том, что нам нужны работники физического труда. И если они похожи на нас, то это намного более приятное ощущение».
В беседе с «НГ» Моисей Ким, председатель Совета общества, объединяющего российских корейцев, отметил: «По разным оценкам, в Южную Корею переселилось более 100 тыс. бывших советских корейцев. А из России, может быть, 20–30 тыс. Но это все равно русскоязычный мир. Они создают ассоциации, группы. Эти люди долго жили в Узбекистане, Казахстане. У них свой менталитет, привычки, например к плову, бешбармаку. Среди переселенцев есть чистокровные узбеки, казахи, киргизы, русские. Они просто переехали туда. Конечно, у всех проблема с языком. Мировоззрение тоже не совпадает с корейским. У нас отношения между людьми попроще. Бывает, можно и начальника послать куда подальше. А в Корее более иерархическое общество: там старший есть старший.
Помешать въезду россиян никто не может. Правда, россиянам требуются теперь визы. А в 2014 году визы были отменены, россияне могли в составе тургруппы въезжать свободно. Сейчас переселенцам дают жилье, комнату, проживание почти бесплатное, питание тоже. Зарплата обычно – 2 тыс. долл. Но эти блага даются только тем, кто работает. А статуса беженца, как в России или на Западе, там нет. В Южной Корее нельзя не работать и жить на пособие».
Как передали информационные агентства, на днях в г. Чечхон показали первую партию дынь «Дуня», семена которой доставили из России и вырастили в местной почве.