Госсекретарь США Энтони Блинкен начал свой визит в Монголию со встречи с президентом Монголии Ухнаагийном Хурэлcухом. Фото Reuters
Госсекретарь США Энтони Блинкен провел переговоры с президентом и другими высокопоставленными чиновниками Монголии. Принимая его, глава государства Ухнаагийн Хурэлcух сказал, что монгольский народ благодарен США за то, что они поддерживают переход страны к демократии и рыночной экономике. Америка, продолжал он, надежный друг. Как говорят эксперты, такие комплименты гостю – не просто национальный ритуал. Они отвечают доктрине «Третий сосед», которая предусматривает, что Улан-Батор не ограничивается связями с РФ и КНР и расширяет контакты с США, Японией, Западной Европой. Это позволяет Монголии получать дипломатическую поддержку, инвестиции. Тем не менее Улан-Батор ведет себя осторожно, сохраняя баланс между Востоком и Западом.
В обращении к Блинкену президент указал также, что США придают громадное значение отношениям с Монголией в рамках их Индо-Тихоокеанской стратегии. Гость, однако, был не столь пылок в своих похвалах по адресу хозяев, указав лишь, что США и Монголия укрепляют экономические, политические связи, контакты между людьми. Может, госсекретарь просто утомился от тяжкого путешествия. Ведь Монголия стала последним этапом его азиатского турне. Ранее он побывал в Лаосе, Вьетнаме, Японии, на Филиппинах, в Сингапуре.
Агентство АР напомнило, что это был первый вояж Блинкена за границу после того, как президент Джозеф Байден вышел из гонки на предстоящих выборах в США. Этот шаг во многих странах вызвал потрясения и сомнения в том, какую роль на мировой арене будет играть Америка. Поэтому задача Блинкена состояла в том, чтобы успокоить Азию, показать ей, что все нормально. Нормально, несмотря на опасность расширения войны на Ближнем Востоке, боевые действия в Украине, воинственное поведение Китая на морях.
Конечно, Блинкен предпочел бы вообще не говорить о раскладе сил внутри США. Поэтому сотрудники подготовили ему стандартные ответы типа: «Я внутренней политикой не занимаюсь», или «Все администрации США соблюдают обязательства перед зарубежными партнерами». На Филиппинах президент Фердинанд Маркос прямо указал ему на телевизионную картинку, изображающую экс-президента Дональда Трампа и вице-президента Камалу Харрис. Тут Блинкен ушел от ответа, но в Сингапуре попытался отшутиться: «Вы слышите шумиху вокруг предвыборной кампании в США? Правда? А я ничего не слышу».
Все же неуверенность в обязательствах со стороны США не удалось развеять. В Токио, куда госсекретарь прилетел вместе с министром обороны Ллойдом Джонсоном, Йоко Камикава , глава МИД Японии, сказала, что недружественные силы пытаются подорвать сами основы международных правил. Поэтому японцы так пристально следят за выборами в США. Из ее слов вытекало, что непоколебимой веры в твердость Вашингтона у японцев нет. Но поскольку Токио – это младший военный партнер Вашингтона, Япония может начать поставлять летальное оружие Украине, чего она до сих пор не делала.
Спрашивается, а при чем здесь Монголия. Во-первых, Монголия богата минеральными ресурсами, и США, а также Япония хотят получить к ним доступ. Но Андрей Карнеев, руководитель Школы востоковедения в Высшей школе экономики, в беседе с «НГ» сделал упор на геополитику. «США считают Россию и Китай главными соперниками. Потому, с военно-политической точки зрения, хотят ослабить их тылы. Руководство Монголии воспринимает это как свидетельство большого внимания Вашингтона. Но Монголия для него – это скорее инструмент в геополитической игре. Вряд ли она может получить от этого реальную выгоду. Тем не менее Монголия расширяет отношения не только с соседями, но и с другими центрами силы на мировой арене – с США, Японией, Южной Кореей», – сказал эксперт.
По его словам, руководство Монголии нельзя назвать прозападным. Ведь страна тесно взаимодействует с Россией, Китаем. В то же время Монголия позиционирует себя как демократическая страна, которая ориентируется на лучшие достижения Запада в области защиты прав человека, свободы слова. Проходят выборы, партии состязаются, участвуют в политической жизни. Это увеличивает интерес к Монголии со стороны Соединенных Штатов и других государств.
«Находясь в сердце Азии, Монголия проводит многовекторную политику. Это и есть политика «Третьего соседа», – продолжал Карнеев. – То есть этот курс напоминает политику государств Центральной Азии, которые сохраняют баланс, хотят сблизиться с Западом, но не желают конфликтовать с Россией и Китаем».
Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, тоже полагает, что Монголия не может позволить себе иметь плохие отношения с Россией и Китаем. Можно вспомнить, что в Монголию приезжал далай-лама. Китай ввел экономические санкции. Главе МИД Монголии пришлось извиняться. Монголы пообещали, что больше не будут приглашать далай-ламу. А ведь он для многих религиозных монголов духовный лидер. Эти люди привержены именно тибетской ветви буддизма.