Майкл Помпео метит в команде Трампа на высокий пост. Фото Reuters
Дональд Трамп активно ведет свою избирательную кампанию. Выступая на христианской конференции, он пообещал за четыре года своей каденции «все исправить» в стране. Что именно он должен исправить, по крайней мере в политике в отношении России, попытался ему подсказать давний соратник Майкл Помпео, который в первый срок Трампа был госсекретарем США. В его статье в The Wall Street Journal проводится простая мысль: прекращение украино-российского конфликта необходимо, но не за счет «сдачи» Киева Москве. Фактически Трампу в случае победы предложено ужесточить тот курс, которого придерживается в отношении России администрация Джозефа Байдена.
Экс-президент дал богатую пищу для размышлений американским журналистам, выступив на конференции консервативных христиан «Саммит верующих». «Христиане, идите голосовать – только в этот раз. Вам больше не придется это делать. Через четыре года мы все исправим, все будет отлично», – сказал там Трамп. Комментаторы-демократы углядели в этих словах намек на то, что кандидат от республиканцев намерен покуситься на основы конституционного строя Америки: дескать, он планирует установить собственную диктатуру и отменить выборы. Менее ангажированные наблюдатели обратили внимание на последнее предложение. Оно похоже на указание, что есть четкий план перемен, которые Трамп намерен произвести. Если вторая трактовка верна, то, получается, его речь перекликается со статьей, вышедшей в The Wall Street Journal. У нее два автора: советник нынешней избирательной кампании Трампа, сотрудник его предвыборных штабов в 2016-м и 2020-м годах Дэвид Урбан и Помпео, который, вероятно, является автором большинства тезисов этой работы.
В статье отстаивается четкая идея: нет никаких оснований утверждать, что при смене хозяина Белого дома давление США на Россию ослабнет. Ссылаясь на реалии прежнего срока пребывания Трампа на президентском посту, Помпео и Урбан утверждают, что никакого, как они выразились, «позорного мира» с РФ не будет. Имеется в виду мир ценой отказа Украины от каких-либо территорий. Как напоминают авторы, Трампа во время первого его президентского срока тоже подозревали в намерении пойти на уступки России. Вместо этого он ввел рекордное количество антироссийских санкций и начал поставки противотанковых комплексов Javelin Украине, на что демократическая администрация Барака Обамы упорно не решалась. Нечто похожее будет и на этот раз, уверены Урбан и Помпео.
Они утверждают, что, вернувшись в Белый дом, Трамп, во-первых, введет реальные санкции против России, «а не те, которые действуют лишь на бумаге». В частности, рестрикции коснутся транзакций российских банков, связанных с энергетикой. Россию, по мнению авторов, надо вытеснить с мировых энергетических рынков. Для этого нужно тесное сотрудничество с Саудовской Аравией, как в годы холодной войны. Во-вторых, Украине позволят «взять в долг столько, сколько ей нужно, для покупки американского оружия». То есть речь идет о создании того, что Помпео и Урбан назвали новой программой ленд-лиза: выделении кредитной линии Киеву на астрономическую сумму в 500 млрд долл. И, наконец, в-третьих: будут сняты все ограничения на поставки оружия Киеву. Все это, как считают Урбан и Помпео, убедит Россию, что дальнейшее противостояние бесперспективно, и усадит ее за стол переговоров.
Ни Трамп, ни его кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс столь четкой и полной картины действий на российском направлении до сих пор не выдвигали. Их идеи на этот счет сводились к туманным обещаниям говорить с РФ с позиции силы с целью заключить с ней некую договоренность, которая положит конец боевым действиям. Четкость в изложении внешнеполитических планов Трамп и трамписты проявляют только в одном пункте: в указании, что главный соперник США – это Китай, а не Россия. И вот республиканец Помпео, наконец, решил объяснить, что к чему.
Что представляет собой его статья? Выражает ли он свое мнение или формулирует то, что на самом деле задумал Трамп? Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Шариков в беседе с «НГ» предположил, что скорее верно первое, чем второе. «После того как Трампа утвердили кандидатом, всерьез начинается борьба за то, кто будет работать в его команде. Люди заявляют о себе, чтобы Трамп и занимающиеся набором сотрудников в будущую администрацию Белого дома знали, кто на что претендует. Я полагаю, что статьи, аналогичные той, что написали Урбан и Помпео, еще появятся в американской прессе», – считает он. Шариков полагает, что карьерные амбиции Помпео простираются на один из четырех постов: госсекретаря, директора ЦРУ, министра обороны и помощника президента по национальной безопасности. В связи с этим статья выглядит как своеобразный программный манифест соискателя должности и одновременно как предложение Трампу принять предложенные ему идеи.