Взгляды сопредседателя партии «Союз 90/Зеленые» Рикарды Ланг (слева) далеко не всегда совпадают с точкой зрения ее однопартийцев, министров Роберта Хабека и Анналены Бербок. Фото Reuters
Немецкий журнал Focus попытался разобраться с причинами провала партии «Союз 90/Зеленые». Эксперт Андреас Хертокс утверждает, что для переоценки «Зелеными» своего истинного места среди других политических сил Германии имеются объективные основания.
На первый взгляд по состоянию на сегодняшний день «Зеленые» занимают ряд важнейших постов в федеральном правительстве (министров иностранных дел и экономики). Они создали коалиционные правительства и на региональном уровне в 10 немецких землях. И тем не менее, считает эксперт, «Зеленые» находятся в глубоком кризисе, что связано с крупными потерями голосов избирателей на прошедших выборах в Европарламент и с негативными результатами опросов общественного мнения как на федеральном, так и на земельном уровнях.
Конечно, не надо забывать, что партия «Союз 90/Зеленые» появилась после объединения Германии путем слияния двух движений, которые в обеих частях страны выступали с лозунгами за мир. Вероятно, уже в самом начале были заложены противоречия, поскольку партия состояла, по сути дела, из представителей разных мировоззрений. Но, как считает эксперт, за прошедшие годы идеи, которыми руководствовались создатели партии, значительно трансформировались. И вместе с ними изменились ее члены, поскольку в партию пришла молодежь с совершенно новым пониманием существующего мира и его проблем. При этом приток свежих сил в партию происходил в основном из социально-экологических слоев (примерно 7% населения ФРГ) и из либерально-интеллектуальной среды (тоже примерно 7% населения). А также из других, приверженных идеям модернизации слоев общества, которые сейчас не существуют. И хотя основная масса немцев была далека от зеленых идей, именно СМИ постоянно подогревали мысль о том, что «Зеленые» стоят на пороге превращения в массовую партию.
Изменения в составе сторонников «Зеленых» произошли после 2010 года, когда в моду стали входить идеи постматериального общества. Для него стремление к «вещизму» сменяется поиском других абстрактных целей. Именно после выборов 2017–1918 годов в партии начал ощущаться приток молодежи в возрасте от 18 до 34 лет. К этому моменту, считает Хертокс, избиратель, одержимый экологическими идеями, представлял собой выходца из обеспеченной среды – скорее чиновника или служащего, чем рабочего. К тому же это были в основном представительницы женского пола. Постматериальная среда составляла в Германии к тому времени примерно 12% всего общества. Ее представители и стали ядром избирателей партии «Зеленых».
В какой-то степени современные «Зеленые» могут опираться и на представителей новоэкологических движений, которые охватывают порядка 8% населения. Эксперт называет еще по 10% представителей немецкого общества, которые в начале 2020-х могли поддержать «Зеленых». В их числе – так называемые «Граждане мира», или космополиты.
Именно тогда поддержка «Зеленых» на федеральных выборах достигала 25%. Долгое время они шли в ногу со временем. Но наступил период, характерный для Европы и США, когда постматериальные идеи перестали пользоваться спросом. В Германии этот процесс происходит более медленными темпами, чем в США. А практически это стало проявляться в сопротивлении общества социал-экологическим трансформациям. Для «Зеленых» и прежде всего тех, кто находится в нынешней правительственной коалиции, такой разворот стал неожиданным, хотя ряд исследований и опросов уже указывал на это.
Анализируя перспективы «Зеленых», особенно в преддверии федеральных выборов 2025 года, эксперт считает, что их идеи уже не отвечают духу времени. Вместе с тем окончательный крах «Зеленых» исключен, поскольку они могут опираться на ядро своих избирателей, которые до сих пор поддерживают курс лидеров партии в правительственной коалиции.
Конечно, надо исходить из наличия в партии на сегодня двух крыльев – реалистов и фундаменталистов, которые в том, что касается ценностей, нередко меняются местами. Пока действующий министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок считается в партии реалистом. Но ее действия показывают, что Бербок уже во многих вопросах далека от реалий сегодняшнего дня.
В то же время фундаменталистка, сопредседатель партии Рикарда Ланг именно в социальных проблемах нередко демонстрирует более реалистичный подход, чем федеральный министр экономики и климата Роберт Хабек, который позиционирует себя реалистом.