Премьер-министр Нарендра Моди – главный герой новостных телепередач в Индии. Фото Reuters
В парламенте Индии представлен проект бюджета на 2024–2025 годы. Он показал желание правительства увеличить расходы на создание рабочих мест, улучшение жизни в деревнях и одновременно уменьшение фискального дефицита. Как сказала министр финансов Нирмала Ситараман, в следующие пять лет будет израсходовано 24 млрд долл. на сокращение безработицы и 32 млрд на развитие села уже в этом году. Комментируя бюджет, СМИ задаются вопросом, как он увязан с планом премьера Нарендры Моди повысить статус Индии до уровня относительно богатых государств.
Как напоминает Reuters, этот бюджет обнародован после недавних выборов в парламент, которые хотя и принесли победу правящей националистической партии БДП, но лишили ее абсолютного большинства в нижней палате. Поэтому БДП теперь, впервые после того, как она пришла к власти 10 лет назад, вынуждена опираться на союзников. Аналитики как раз и объясняют не очень удачный для правительства исход голосования недовольством среди сельских жителей и слабым рынком труда.
Ситараман рассчитывает увеличить занятость, предоставляя льготы компаниям в отраслях обрабатывающей промышленности и открывая возможности для молодежи получить профессиональное образование с помощью более легких условий для заимствования.
По официальным данным, безработица в городах составляет 6,7%, однако частные агентства указывают, что она достигает 8,4%.
Это текущие вызовы для правительства. Но, как передает телеканал CNBC, Моди хочет превратить Индию в развитую страну к 2047 году, то есть к 100-летию провозглашения ее независимости. По мнению экспертов, это будет возможно только в том случае, если будет улучшена инфраструктура, модернизирована обрабатывающая промышленность и улучшено положение в сфере занятости.
Моди неоднократно уверенно говорил, что эта амбиционная задача будет выполнена. И теперь все внимание будет сосредоточено на том, сможет ли БДП и возглавляемый ею альянс партий поддерживать темп роста экономики и поднимать уровень жизни десятков миллионов людей.
Рима Бхаттачариа, глава консалтинговой фирмы Verisk, говорит, что правительству нужно прийти к консенсусу не только с партнерами по альянсу, но и с другими игроками, чтобы провести свои реформы в парламенте. Иначе на выборах в штатах, которые пройдут позже в этом году, правящую партию ждут новые неудачи.
После прихода к власти в 2014 году Моди построил морские и речные порты, железные дороги, аэропорты. Благодаря этому, утверждает компания EY, Индия станет экономикой, стоящей к 2047 году 26 трлн долл.
Но Индия все еще отстает в этой области от Китая и должна будет сделать больше, чтобы сохранить высокие темпы роста и привлечь больше иностранных инвесторов. Дэвид Роч, глобальный стратег по развивающимся рынкам, и другие аналитики убеждены, что объем прямых иностранных инвестиций в Индии будет расти. Этому поможет снижение ключевой ставки Центральным банком.
Как пишет The New York Times, есть еще одна амбициозная задача, помимо превращения в развитую страну, которую выдвигает Дели. Он хочет, чтобы Индия стала хозяйкой Летней Олимпиады в 2036 году. Вакансия для этого возникнет после проведения Игр в Париже, Лос-Анджелесе, Брисбене (Австралия).
Томас Бах, президент Международного олимпийского комитета, говорил, что у Индии есть большие шансы стать одним из ведущих претендентов на Олимпиаду. Но успех ей в этом состязании не гарантирован. Индии может помешать чрезвычайно сильная жара и плохое качество воздуха. К тому же в 2010 году, когда Индия принимала Игры Содружества, возникли скандалы, связанные с коррупцией и недостаточным уровнем гигиены в олимпийской деревне, напомнил Бах.
То, что происходит в Индии, непосредственно затрагивает Россию. Ведь тесные связи с Дели Москва установила даже до формального освобождения Индии от колониальной зависимости. Международная обстановка меняется. Богатые западные государства пытаются подвергнуть Россию изоляции после начала СВО.
А как поведет себя Индия, коль скоро она станет развитой страной?
В беседе с «НГ» Татьяна Шаумян, руководитель Центра индийских исследований в Институте востоковедения РАН, отметила: «Когда Индия войдет в число развитых стран, это не значит, что она займет негативную позицию по отношению к Москве. Россия и Индия – стратегические партнеры. У нас нет оснований для конфронтации на манер того, как это имеет место с некоторыми западными державами. Россия может только приветствовать то, что Индия вступит в клуб развитых стран».