0
2698
Газета В мире Печатная версия

23.07.2024 19:35:00

Пентагон лишают иракского плацдарма

Багдад настаивает на выводе американских войск к 2025 году

Тэги: ирак, иностранная коалиция, вывод американских войск, турция, сирия, экспертное мнение


ирак, иностранная коалиция, вывод американских войск, турция, сирия, экспертное мнение Если американцы покинут Ирак, местным властям придется самостоятельно бороться с джихадистами. Фото с сайта www.dvidshub.net

Багдад ведет с Вашингтоном переговоры о будущем американского контингента в Ираке. Власти Арабской Республики добиваются, чтобы иностранная коалиция начала вывод своих войск в сентябре этого года. Пентагон настаивает на сохранении части советников в рамках миссии по консультированию.

Переговоры между Вашингтоном и Багдадом прошли в американской столице в рамках Высшей военной комиссии, созданной по решению руководства обеих стран. Специально для того чтобы обсудить будущее американского контингента на Ближнем Востоке, в США отправились представители Министерства обороны и контртеррористических структур Ирака, а также командиры пешмерга – военизированных формирований, отвечающих за безопасность автономного региона Иракский Курдистан.

Как заявили источники Reuters, иракская сторона пыталась убедить Пентагон приступить к выводу войск в сентябре этого года и завершить весь процесс к осени 2025-го. Американцы, в свою очередь, настаивали на сохранении в стране части своих советников.

В настоящий момент в Ираке находятся около 2,5 тыс. американских военнослужащих во главе иностранной коалиции, сформированной в 2014 году для ослабления потенциала группировки «Исламское государство» (ИГ, признана в России террористической и запрещена). Администрация президента Джозефа Байдена в 2021 году объявила о завершении боевой миссии в Ираке и проинформировала о намерении преобразовать форму американского присутствия, чтобы сконцентрироваться на подготовке, консультировании и обучении местных сил безопасности, а также обмене разведданными. Сейчас контингент США занимает три локации. Это военный объект в Багдаде, база в провинции Анбар и еще одна – в Иракском Курдистане.

После того как в феврале этого года ударом американского беспилотника в Багдаде был убит командир проиранской группировки «Катаиб Хезболла» Абу Бакир аль-Саади, местные политики возобновили публичную кампанию с призывами к выдворению ВС США. Спикер законодательного органа Ирака Мохсен аль-Мандалави попытался продвинуть закон о необходимости вывода американского контингента и распорядился сформировать специальный парламентский комитет для реализации этой идеи.

Под вопросом остается то, насколько трезво центральный Багдад оценивает свои силы в борьбе с ИГ. В середине этого месяца Центральное командование ВС США отчиталось, что за первые пять-шесть месяцев этого года джихадистская организация почти удвоила число нападений в Сирии и Ираке, если сравнивать с 2023-м. По данным Пентагона, с января по июнь члены ИГ совершили 153 атаки в обеих странах, что, по мнению военных, говорит о намерении группировки «восстановиться после нескольких лет снижения возможностей». Особо отмечается, что впервые с 2017 года всплеск нападений в Сирии происходил как в районах, контролируемых правительством, так и в зонах ответственности курдских формирований, на которые опираются США.

«Иракский парламент пытается оказать на правительство дополнительное давление, потому что переговоры о присутствии США в Ираке проходят в рамках Высшей военной комиссии, председателем которой является премьер-министр Мухаммед Судани, – отметил в разговоре с «НГ» эксперт по Ближнему Востоку Антон Мардасов. – В целом Судани, хоть и имеет тесные связи с Ираном, понимает все уязвимости. Несмотря на то что в рамках комиссии обсуждается график вывода войск коалиции, в реальности идет речь о постоянной оценке ситуации в сфере безопасности, сохранении стратегического рамочного соглашения между Ираком и США от 2008 года и углублении двусторонних мер по безопасности, то есть не о выводе войск США как таковом».

Во-первых, рассуждает собеседник «НГ», по проблеме вывода войск США нет единства даже среди условно проиранских сил внутри иракского парламента. «Они прекрасно понимают, что с эвакуацией ВС США может возрасти израильская активность, не говоря уже об активности ИГ, которое продолжает проводить боевые операции в перманентном режиме, – обращает внимание Мардасов. – Спикер аль-Мандалави умело подменяет всеобщие призывы о необходимости стабилизации словами о присутствии американских войск». Однако законопроект, посвященный статусу ВС США в Ираке, был поддержан лишь 100 депутатами из 329, при том, что курдские и суннитские политики традиционно игнорируют такие заседания, напоминает эксперт.

«Во-вторых, тему вывода 2,5 тыс. американцев педалируют не случайно: это проявление якобы имеющей место солидарности отрядов «Катаиб Хезболла» и прочих с сектором Газа, – рассуждает Мардасов. – Они и нарушили более-менее сохранявшееся в 2023-м перемирие и с новой силой начали атаковать объекты США за поддержку Израиля». Однако прекращение обстрелов было только тактической паузой: «прокси-силы» в лице коалиции «Хашд аш-Шааби» не могут отказаться от идеи борьбы с США в любом случае, считает собеседник «НГ».

«Кроме того, Иран и отряды «Хашд аш-Шааби» отлично понимают, что речь идет не столько об уважении суверенитета Ирака (Тегеран сам его постоянно нарушает как минимум запуском ракет), сколько о попытке выбить у США платформу для снабжения своих войск в Сирии, – говорит Мардасов. – В-третьих, если раньше для США связка Ирак–Сирия была важна не только для контроля ситуации с ИГ и «шиитским мостом», то с войной в Газе ситуация поменялась. Стало очевидно, что Израиль, который всегда делал ставку на силу, этой самой силой не может подавить всю «ось сопротивления». Кроме того, за последнее время «Хашд аш-Шааби» и йеменские хуситы заметно укрепили связи, а последних с точки зрения Вашингтона можно сдерживать лишь усилиями в рамках региональной координации с союзниками и партнерами».

В-четвертых, рассуждает собеседник «НГ», для Турции вывод войск США из Ирака – крайне негативный сценарий, потому что это чревато усилением давления Багдада на Иракский Курдистан через постановления федерального суда и экономические инициативы. «Это приведет к ослаблению автономного региона и активизации Ирана, под крылом которого, например, в Сулеймании стратегический противник Турции – Рабочая партия Курдистана – фактически создал новую область влияния», – резюмировал собеседник «НГ». 


Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
582
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество собирает статистику неправильной реакции на законные обращения

0
1378
Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Дарья Гармоненко

На выборах к левому электорату обратятся все политические силы

0
1527
Курды втягиваются в войну с Дамаском за автономию

Курды втягиваются в войну с Дамаском за автономию

Игорь Субботин

Турция готова прибегнуть к радикальному сценарию, чтобы разрушить "проект по разделу Сирии"

0
1851

Другие новости