На учениях Arctic Edge 2024 военнослужащие США и Норвегии отрабатывали возможные варианты боевых действий в регионе. Фото с сайта www.navy.mil
Пентагон обновил Стратегию по Арктике – региону, который «превращается в арену стратегического противостояния». Необходимость в выработке нового подхода Минобороны США объясняется значительными изменениями в Заполярье. В их числе присоединение Финляндии и Швеции к НАТО, укрепление сотрудничества между Китаем и Россией, а также глобальное потепление.
В Пентагоне подчеркнули, что новая стратегия «направлена на действия» и отражает такой подход, как «мониторинг и реагирование», что отличает ее от предыдущих документов. Ожидается, что она позволит США эффективно балансировать между необходимостью сотрудничества с союзниками в Арктике и растущей стратегической конкуренцией со стороны России, а также попытками Китая усилить влияние в регионе.
Неудивительно, что помощник министра обороны США по вопросам Арктики Айрис Фергюсон подчеркнула, что документ разработан «в тесном сотрудничестве» с союзниками, в том числе со странами Северной Европы. Тем не менее Арктика описывается в нем как стратегически важный регион для Соединенных Штатов, включающий «северные подступы к нашей стране» и «значительную оборонную инфраструктуру США».
В Пентагоне отмечают, что изменение климата открывает Арктический регион для более активной конкуренции за морские пути и ресурсы. «Арктика может пережить первое лето без льдов уже к 2030 году, и потеря льдов приведет к оживлению арктических морских путей и повышению доступности подводных ресурсов. Увеличение человеческой активности, в свою очередь, повысит риски случайностей, просчетов и ухудшения экологической ситуации», – говорится в стратегии. Быстрое таяние полярных льдов уже привело к тому, что сразу несколько стран ищут там новые месторождения нефти, газа, других полезных ископаемых,
Главная же задача Вооруженных сил США в Арктике формулируется как «прийти и остаться». Военно-морские силы и Береговая охрана США, десантники и морпехи, ледоколы, подводные лодки и истребители должны присутствовать там на постоянной основе. К 2030 году должно быть создано более 250 многоцелевых боевых самолетов для операций в регионе. При этом Вашингтон намерен проводить там как самостоятельные, так и интернациональные военные учения для демонстрации своей боеспособности и оперативной совместимости.
Кроме того, Пентагон планирует улучшить изучение оперативной среды в Арктике, инвестируя в приборы обнаружения, разведывательную деятельность и обмен информацией. Помимо союзников и партнеров США намерены сотрудничать с промышленными компаниями и племенами Аляски для укрепления местных сил сдерживания. С этой целью на западном побережье Аляски планируется построить глубоководный порт. Он будет находиться непосредственно напротив восточного побережья России, и выходящие оттуда американские военные корабли смогут без проблем оказаться в Беринговом проливе.
Сдерживание и продвижение силовых сценариев по обеспечению американских интересов касаются в первую очередь растущих возможностей России в Арктике, «которые потенциально представляют угрозу территории Соединенных Штатов и союзников», Отмечается, что в последние годы Россия усилила военное присутствие в регионе, вновь открыв и модернизировав несколько баз и аэродромов, заброшенных в конце советской эпохи.
В документе также обращается внимание на интенсификацию взаимодействия России и Китая в Заполярье. «Мы наблюдаем растущее сотрудничество между КНР и Россией в Арктике на коммерческой основе, причем КНР является одним из основных спонсоров российских энергетических разработок в этом регионе», – заявила в понедельник на пресс-брифинге заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс.
По ее словам, растет и военное сотрудничество. «Россия и Китай проводят совместные учения у берегов Аляски, – сказала Хикс. – Последствия изменения климата – быстрое потепление температур и таяние ледяного покрова – способствуют всей этой активности».
Если на долю России приходится более 50% арктического побережья и на ее территории проживает около половины населения региона, то, несмотря на удаленность Китая от Северного Ледовитого океана, КНР назвала себя околоарктической державой, чтобы заявить о своих правах в регионе.
Ледокол Береговой охраны США несет службу в полярных широтах. Фото с сайта www.navy.mil |
По словам Катерины Лабецкой, ведущего научного сотрудника Отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН, обновление Арктической стратегии Пентагона закономерно и давно ожидаемо. 2024 Arctuc Strategy, обнародованная Министерством обороны США, сменила документ, действовавший с июня 2019 года. Он был подготовлен администрацией Дональда Трампа под кураторством Джеймса Мэттиса, министра обороны США. Этому документу предшествовала Стратегия администрации Барака Обамы от 2016 года, разработанная под началом главы Пентагона Эштона Картера.
«Арктика давно стала северным фронтом глобальной гибридной войны, ведущейся коллективным Западом во главе с США против России и дружественных ей государств, имеющих интересы в этом регионе. Особенно противостояние усилилось после объявления Россией СВО, – сказала «НГ» эксперт. – Под новым углом смотрят на Арктику и Россия, и КНР, да и БРИКС, многие участники которого достаточно давно имеют собственные интересы в высоких широтах».
Лабецкая напомнила, что в минувшем декабре президент Владимир Путин провел Совещание по развитию опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ, где акцентировал приоритетность региона для России, его стратегическую важность. Ведь Заполярье для России – это мощный энергетический потенциал, транспортно-логистический узел мирового значения. Все это обуславливает необходимость обеспечения национальной безопасности и обороны.
«Пересматриваются военные доктрины всех арктических государств, меняется стратегия НАТО за счет усиления его арктической компоненты в лице Финляндии и Швеции, Об этом свидетельствуют и прошедшие в марте на Аляске военные учения Arctic Edge 2024. Кстати, именно при посещении базы «Элмендорф–Ричардсон» во время этих учений Айрис Фергюсон анонсировала скорое завершение работы Пентагона над новой арктической стратегией с учетом возможностей недавно присоединившихся к НАТО членов».
Что касается антикитайского вектора в Стратегии Пентагона, то здесь налицо продолжение тренда, обозначенного еще в 2019 году на министерском заседании Арктического совета в финском Рованиеми тогдашним госсекретарем США Майклом Помпео. По словам Лабецкой, Помпео назвал тогда Арктический регион «ареной мощи и конкуренции». Его выступление стало эхом «геополитического цунами», поднятого публикацией КНР в 2018 году своей арктической политики в Белой книге, где Поднебесная позиционировалась как околоарктическая держава.
«В последней редакции Стратегии Пентагона большее значение придается изменению климата и окружающей среды, что вполне логично. Ускоренное таяние льдов и потепление отрицательно влияют на существующую военную инфраструктуру, требуют внесения корректив в тактические и стратегические разработки с учетом геополитических нюансов Трансарктики», – полагает эксперт.