Силовикам дано указание не допустить новых протестов студентов в столице Бангладеш. Фото Reuters
Верховный суд Бангладеш в воскресенье сократил квоты при приеме на госслужбу. Когда власти выделили 30-процентную квоту для потомков борцов за независимость, это вызвало гнев у студентов. Их протесты привели к поджогам и стычкам в столице. Армия и полиция, вызванные на улицы Дакки, открывали огонь. Погибло более 150 человек. РФ, которая в сотрудничестве с Индией строит в республике АЭС, заинтересована в стабилизации.
Наблюдатели ожидают, что вердикт Верховного суда, который постановил ликвидировать большинство квот, послужит восстановлению спокойствия в стране с населением 170 млн человек. Безработица в государстве, которое до 1971 года входило в состав Пакистана и добилось суверенитета после кровавой партизанской войны и вмешательства Индии, носит массовый характер.
Как передало агентство Reuters, апелляционное подразделение Верховного суда отменило приказ суда нижней инстанции и указало, что 93% должностей в госсекторе будут распределяться в зависимости от достижений кандидата на данный пост.
Генеральный прокурор Амин Уддин сказал: «Я надеюсь, что теперь нормальная жизнь будет восстановлена. А люди с подозрительными целями перестанут подстрекать других людей. Я попрошу правительство разыскать тех, кто стоял за насилием, и применить к ним суровые меры».
Власти еще в четверг отключили интернет и передачу текстовых сообщений, в то время как силы безопасности ополчились против тех участников протеста, которые нарушали запрет на митинги. По сводкам репортеров, солдаты не просто патрулировали улицы, но и установили посты для проверки документов. Сразу после оглашения решения Верховного суда на улицах около него все было тихо, у ворот стоял танк.
Местные СМИ сообщали об отдельных столкновениях между студентами и силами безопасности, а сайты медиа не обновлялись.
Премьер Шейх Хасина была в четвертый раз переизбрана на свой пост в этом году. Как указывают The New York Times и другие западные издания, протесты подпитывались безработицей среди молодежи, на которую приходится почти пятая часть населения. Как говорит Тарик Рахман, находящийся за границей и.о. председателя системной оппозиционной Националистической партии Бангладеш, многие лидеры его партии, активисты и студенты были арестованы. А университеты и колледжи были закрыты еще в минувшую среду. На события отреагировал Государственный департамент США. Он призвал американских граждан не ездить в Бангладеш.
На первый взгляд потрясения в республике не затрагивают интересы России. Но Советский Союз пусть косвенно, но причастен к победе Национально-освободительного движения в бывшей провинции Пакистана. СССР призывал Пакистан прекратить репрессии против бенгальцев. Что более существенно, в ходе двухнедельной войны между Индией и Пакистаном Москва практически безостановочно поставляла индийцам вооружение и боеприпасы. А когда пакистанские войска капитулировали, СССР послал в Читтагонг, главный порт республики, военные корабли и тральщики, чтобы обезопасить судоходство страны. Советские вертолеты доставляли медиков, чтобы пресечь эпидемии и вернуть беженцев домой.
А сегодня Москва помогает Бангладеш строить АЭС «Руппур». В октябре 2023 года состоялся завоз ядерного топлива на нее. Как передал ТАСС, по соглашению между двумя странами, предусматривается сооружение двух энергоблоков. Помимо проектирования и строительства АЭС российская сторона взяла на себя обязательства ввести ее в эксплуатацию и подготовить специалистов.
В беседе с «НГ» Сергей Величкин, доцент Дипломатической академии МИД РФ, много лет работавший в республике, отметил: «Нынешние события – это попытка оппозиции, системной и несистемной, после победы партии Аwami league премьера Шейх Хасины на выборах в январе вернуться на политическое поле. Накануне выборов США и Запад пытались оказать давление на премьера под предлогом защиты прав человека. Но Шейх Хасина не поддалась нажиму, опираясь на двух соседей страны – Индию и Китай. На мой взгляд, главе правительства удастся предотвратить хаос. К тому же оппозиция не едина. Самая опасная ее часть – исламистская. Эти структуры, базирующиеся в других государствах, стараются повлиять на настроения жителей страны, в основном мусульман, с помощью социальных сетей.
Что касается АЭС «Руппур», то в стране все понимают, что она совершенно необходима. Тут есть консенсус. Американцы пытались затормозить проект с помощью санкций. Но Индия стала участником этого проекта. Это теперь российско-индийско-бангладешский проект. Это позволяет решать проблемы с оплатой затрат на проект».