В роли модератора в споре между палестинскими движениями ХАМАС и ФАТХ выступит министр иностранных дел КНР Ван И. Фото Reuters
Палестинские организации ХАМАС и ФАТХ проведут в июле переговоры с китайскими чиновниками. Это не первая их встреча в Поднебесной. В апреле две группировки уже обсуждали возможность примирения на фоне политических разногласий, длившихся 17 лет, передал Reuters. Причем в наши дни конфликт даже обострился. Президент Палестины Махмуд Аббас критиковал оппонента за развязывание войны. А ХАМАС в ответ обвинил Аббаса в том, что он встал на сторону Израиля.
Две главные палестинские группировки не ладят с тех пор, как ХАМАС победил на выборах в органы самоуправления в Газе в 2006 году, а в следующем году установил контроль над анклавом, одержав верх в гражданской войне над палестинскими бойцами, которые были лояльны Аббасу.
Арабские страны, в первую очередь Египет, пытались уладить спор между двумя группами о том, какими полномочиями каждая будет обладать. На деле ХАМАС управляет Газой, а движение ФАТХ во главе с Аббасом составляет костяк палестинской администрации.
The New York Times пишет, что дискуссии о будущем Газы становятся все более неотложными. Если бы ХАМАС и ФАТХ смогли работать вместе, это помогло бы восстановить Газу после войны. Однако предыдущие попытки посредничать между двумя группировками, включая встречу в Пекине в апреле, не принесли ощутимых результатов. Тем не менее тот факт, что на следующей неделе пройдет новая встреча на китайской территории, подтверждает желание Пекина быть модератором.
Причем в этом качестве выступит глава МИД Китая Ван И. Он пообщается с представителями обеих движений 21 и 23 июля. А в промежутке между этими днями палестинцы будут говорить друг с другом напрямую. Таков был прогноз американской газеты. Но он не подтвердился. Радикальное палестинское движение, как заявил ее представитель, не станет говорить с представителями администрации Палестины.
Значит, надежды китайцев оказались напрасными? Такой вывод делать рано. Ведь делегацию ХАМАС возглавит Исмаил Хания, глава политического бюро движения. А палестинскую администрацию будут представлять высокопоставленные чиновники.
Удары Израиля с воздуха по сектору, конечно, не помогают примирению двух группировок. Израиль, в частности, взял под прицел Мохаммада Дейфа, которого в Тель-Авиве называют главой военного крыла ХАМАС. Он якобы и разработал план нападения на Израиль 7 октября прошлого года.
Администрация Аббаса заявляет, что ответственность за «страшное кровопролитие» несут США и Израиль, но боевики ХАМАС дали Израилю повод для бомбежек палестинских гражданских лиц, разместив среди них свои боевые подразделения. У Китая давно установились дружеские связи с палестинскими лидерами. Аббас посещал Китай пять раз. Последний визит состоялся в июне прошлого года, до атаки на Израиль. Председатель КНР Си Цзиньпин, принимая гостя, неоднократно подчеркивал как желание КНР стать медиатором, так и необходимость создать два государства для прекращения конфликта палестинцев с израильтянами. Но и ХАМАС посещение Китая тоже полезно. Ведь Китай в отличие от западных стран не столь яростно критиковал ХАМАС за атаку. Представители радикального движения заявляют: «Китай – мощная держава, и мы хотим укрепить с ней связи».
Газета The Times of Israel пишет, что Китай хочет представить себя как более нейтральный арбитр между Израилем и ХАМАС, чем США. Но характерно, что ни израильские политики, ни представители двух палестинских движений не вспоминают в данный момент о том, что и Россия имеет свой план кардинального урегулирования палестино-израильского конфликта. В чем причина? Может быть, дело в том, что Москва, бросив все ресурсы на СВО, потеряла вес на Ближнем Востоке?
В беседе с «НГ» Вениамин Попов, бывший посол РФ в Йемене, Ливии и Тунисе, а ныне аналитик в Институте международных исследований МГИМО, отметил: «В результате поездок в Китай все же возможно какое-то сближение между двумя палестинскими движениями. Но у каждой стороны свои интересы. Если китайцы пытаются их примирить, это хорошо. Китайцы – наши друзья. У России и Китая позиции совпадают. Россия, как и Китай, хочет, чтобы палестинские движения нашли общий язык. Я не думаю, что влияние России падает. Ведь представители ХАМАС приезжали в Москву».