Фото Reuters
Сирийский магнат Бараа Катерджи, входивший в круг доверенных лиц президента Башара Асада, был убит в результате удара дроном у границы с Ливаном. Конгломерат Katerji Group, совладельцем которого был бизнесмен, заявил, что за убийством стоит Израиль. Бараа вместе со своим братом Хусамом долгое время считались проводниками интересов Тегерана и даже обвинялись в транспортировке иранского вооружения. Так что у еврейского государства были мотивы для нападения. Впрочем, эксперты указывают на то, что покушение стоит в ряду загадочных смертей внутри сирийской элиты.
О том, что автомобиль Катерджи «стал целью израильского рейда», сообщил в своих социальных сетях конгломерат Katerji Group. Удар был совершен вблизи сирийско-ливанской границы, у развилки ас-Саббура, где находится крупная база проиранских формирований. В машине, по сообщениям, находился один из полевых командиров, связанных с группировкой «Хезболла».
В течение многих лет Бараа и его брат Хусам выполняли роль ключевого механизма в военной экономике Сирии, переживавшей последствия не только боевых действий, но и санкционного давления. За последнее десятилетие братья Катерджи выстроили обширный бизнес, охвативший банковское дело, строительную сферу, логистику, транспорт и нефтеторговлю.
США, Великобритания и Евросоюз ввели санкции против братьев Катерджи и их ставленников в период с 2018 по 2020 год – в основном за деятельность в нефтяном секторе и оказание поддержки правительству.
В разговоре с британским изданием Financial Times израильский официоз подтвердил, что удар был нанесен Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ).
У убийства магната непростой политический фон. Накануне в Сирии завершился процесс голосования на выборах в Народный совет (парламент). Кроме того, в этом месяце при странных обстоятельствах погибла советница и одна из доверенных лиц президента Сирии Луна аль-Шибл, которая попала в автоаварию на пути к Дамаску. Критики Асада назвали ее смерть спланированным покушением.
«Бараа Катерджи был важнейшей фигурой в военной и в нынешней, послевоенной экономике Сирии, – заявил «НГ» эксперт по Ближнему Востоку Антон Мардасов. – Неспроста его с двумя братьями – Хусамом и Мухаммадом Агой – называли представителями «новой волны» сирийского бизнеса, особенно после того, как их холдинг стал контролировать ряд активов, перешедших от Рами Махлуфа (кузена Асада. – «НГ»). Фактически братья и ряд других бизнесменов составляли костяк сирийской экономики, потому что по завершении активной фазы боевых действий был создан специальный фонд, куда шли определенные отчисления».
Как напоминает эксперт, Бараа Катерджи был уроженцем провинции Ракка и был вовлечен в нефтяной бизнес. «Это поставки нефти с территории Демократических сил Сирии (прокурдского альянса, опирающегося на поддержку США. – «НГ») в районы, контролируемые Дамаском, под охраной специальных вооруженных отрядов, известных как «Группа Катерджи» и базирующихся в Алеппо, – указывает Мардасов. – С другой стороны, он был тесно вовлечен в контрабандные операции через границу с Ливаном и имел тесные связи с «Хезболлой» и Ираном. В этом смысле неудивительно, что, по сообщениям, Бараа Катерджи находился в одном автомобиле с представителем «Хезболлы». Если за ударом действительно стоял Израиль, то это могло быть продолжением серии ударов ЦАХАЛ».
В то же время, рассуждает собеседник «НГ», израильской армии могли дать наводку те, кто хотел устранить магната чужими руками.
«Во-первых, смерти Бараа Катерджи предшествовало нападение на конвой грузовиков с нефтью под охраной ополчения, – напомнил Мардасов. – Считается, что за налетом стояло «Исламское государство» (группировка признана в России террористической и запрещена. – «НГ»), однако есть слухи, что это был налет со стороны конкурентов, замаскированный под атаку боевиков. Во-вторых, в последнее время в Дамаске идет новая встряска элитных групп, связанная с болезнью «первой леди» (Асма Асад, у которой диагностировали лейкемию, считается влиятельной политической фигурой в Сирии. – «НГ»). Конечно, это может быть случайностью, но странная смерть Луны аль-Шибл, похороны которой прошли без каких-либо почестей, учитывая ее статус и связи ее мужа, продолжает череду смертей представителей местного истеблишмента и генералитета и позволяет не откидывать альтернативные версии».