На фото мост через реку Нарва. Фото Reuters
Министерство иностранных дел Эстонии в понедельник, 15 июля, предложило РФ провести совместное измерение фарватера реки Нарвы, разделяющей оба государства. Так, по мысли эстонских дипломатов, должна разрешиться спорная ситуация, которая в мае этого года едва не привела к серьезному инциденту в и так не просто складывающихся отношениях двух стран. В реальности возможен и противоположный эффект. Ведь Эстония подняла весьма скользкую и опасную тему демаркации границы, что потенциально чревато непредсказуемыми последствиями.
В сообщении эстонского МИД необходимость заняться разметкой пограничной реки объяснена со ссылкой на события в ночь на 23 мая этого года. Тогда российскими пограничниками были демонтированы установленные эстонцами 25 буев. Буи устанавливаются на реке ежегодно перед началом навигационного сезона. Те, что были демонтированы, появились в районе моста Дружба, Ивангородской крепости и Нарвской ГЭС. Представители российских властей, в частности мэр Ивангорода Виктор Карпенко, объяснили прессе, что эстонские пограничники отказались согласовывать установку буев. Их координаты были просто переданы российской стороне. Российские пограничники, проанализировав полученные данные, пришли к выводу, что часть буев находится на российской территории. Поэтому их и демонтировали.
«Дипломатическими нотами Эстония требовала от России объяснений по поводу демонтажа 25 буев в ночь на 23 мая. В своем ответе Россия заявила, что Эстония разместила рассматриваемые буи в российских водах, но Эстония с этим утверждением не согласна», – говорится в сообщении эстонского МИД. Хотя в этом документе утверждается, что РФ «не предоставила никаких материалов о том, что буи находятся на российской территории», какие-либо обвинения в адрес Москвы не выдвигаются. Действия российских пограничников эстонские дипломаты объясняют тем, что «страны, по-видимому, имеют разное понимание относительно прохождения фарватеров» реки Нарвы. Это может быть связано с тем, что в проточных водоемах природные условия непостоянны.
Действительно, по рекам границы проводятся по наиболее пониженному участку дна – тальвегу. Возможно, он другой, нежели тот, что был в начале 2000-х годов, когда РФ и Эстония последний раз проводили совместные измерения на реке Нарве. Тогда, кстати, возникли первые серьезные разногласия, связанные с границей двух стран. В 2005 году Россия отозвала свои подписи под договорами о границе с Эстонией. Дело в том, что при ратификации этих документов эстонский парламент внес в них ссылку на Тартуский мирный договор 1920 года между Советской Россией и Эстонской республикой. А в нем эстонской территорией признавался нынешний Печерский район Псковской области РФ. Впрочем, для эстонских парламентариев в данном случае были принципиальны другие положения Тартуского мирного договора, в которых Москва признавала независимое эстонское государство. Тогда в Эстонии как раз разворачивалась дискуссия о необходимости предъявить, используя различные международные инстанции, обвинения РФ в оккупации страны в период с 1940 по 1991 год. Признание Россией правомочности Тартуского мирного договора было бы важным пунктом, подкрепляющим эстонскую позицию. Как бы то ни было, 18 февраля 2014 года РФ и Эстония подписали договоры о госгранице и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. В нем не было ссылки на Тартуский мирный договор.
И вот споры о границе возникли вновь. Не очень понятно, на основании каких данных эстонские власти решили, что рельеф дна на реке Нарве изменился. Возможно, совместное измерение фарватера поможет решить эту проблему. А возможно, и не поможет. И в 2005 году, и даже в 2014-м отношения двух стран были принципиально иными. Сейчас Эстония – в авангарде западных стран, поддерживающих Украину. Туда едут украинские беженцы, в составе украинских вооруженных сил находятся эстонские военнослужащие, формально уволившиеся из эстонской армии. По данным эстонских СМИ, не далее как 23 июня 2024 года в Украине, в районе села Райгородка, в бою погиб некто Мартин Яагер. Он стал третьим эстонским гражданином, который, став военнослужащим украинской армии, погиб в боях с российскими войсками.
Есть признаки того, что отношения двух стран и без пограничного вопроса еще более ухудшатся. В понедельник премьер-министр Эстонии Кая Каллас подала в отставку. Если ее кандидатуру утвердит Европарламент, она станет главой европейской дипломатии. Нынешний верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в майском инциденте занял сторону Эстонии, потребовав от России объяснений за свои действия. Не приходится сомневаться, что Каллас также будет в любом пограничном споре не на стороне РФ. Дело даже не в том, что эстонцы ее соотечественники. Каллас известна своей жесткой проукраинской позицией, возможно, самой жесткой среди всех лидеров восточноевропейских стран. Не в пользу того, что при ней отношения РФ и ЕС станут еще более конфронтационными, свидетельствует разве что история с ее мужем, имевшим бизнес-интересы в РФ. Правда, однозначно считать, что этот фактор сыграет свою роль, убедительных оснований нет.