Фото Reuters
На открывшемся в столице КНР третьем пленуме ЦК КПК генсек Си Цзиньпин выступил с докладом. Его текст не опубликован, наблюдателям остается отслеживать комментарии прессы и экспертов Китая. Судя по ним, будет решено углубить реформы и продолжить курс открытости внешнему миру. Но западные СМИ утверждают, что экономика КНР растет гораздо медленнее, чем ожидалось, поэтому правительству придется «заливать» ее деньгами.
Поскольку США считают Китай главным стратегическим противником, допустим, что американские и западные аналитики не объективны, относятся к КПК предвзято. Посмотрим, что ожидают от пленума в Гонконге, где нет жесткого контроля партии над прессой. South China Morning Post выделяет ряд вопросов, на которые может пролить свет пленум и которые предопределят путь развития Китая на ближайшие 5–10 лет.
Причем не только Поднебесной, но, возможно, и многих развивающихся стран. Ведь КПК предлагает им китайскую модель модернизации как вдохновляющий пример.
Но что изменили третьи пленумы ЦК КПК? В 1978 году была одобрена политика реформ и открытости. В 1993 году был официально закреплен статус Китая как «социалистической рыночной экономики». В 2013 году, когда Си пришел к власти, пленум кодифицировал «решающую роль рынка» в распределении ресурсов.
А чего можно ожидать сегодня? Во-первых, объявит ли партия о выделении большого пакета мер по стимулированию? На международном экономическом форуме в июне, который называют «летним Давосом», премьер Ли Цян сказал, что экономика КНР, подобно пациенту, поправляющемуся после болезни в период пандемии, нуждается в постепенном выздоровлении и возвращении к нормальной жизни. Отсюда следует, что какое-то большое вливание денег в экономику маловероятно.
Во-вторых, будут ли иметь место кадровые перестановки в верхах? Два предыдущих министра обороны – Ли Шаньфу и Вэй Фэнхэ – были исключены из партии. После этого было много спекуляций, что уберут кого-то еще. Другая загадка связана с бывшим министром иностранных дел Цинь Ганом. Он лишился поста главы МИД и члена Госсовета. Лишат ли его и членства в ЦК партии? Кому отдадут этот мандат?
В-третьих, что будет сделано для разрешения кризиса в области недвижимости? Учитывая роль этого сектора в экономике, он будет упомянут в заключительном заявлении. Тем не менее вместо операции по спасению сектора правительство станет проводить структурные преобразования.
Таков прогноз экономических репортеров Гонконга, естественно, осторожный, не содержащий резких эпитетов по адресу Пекина.
Но The New York Times, не связанная никакими ограничениями, касающимися китайских властей, пишет: китайский лидер и примерно 370 других коммунистических чиновников заседают вдали от общественности и обсуждают план, как излечить экономику от болезни. Партийные лоялисты почти наверняка будут восхвалять план Си. Но проверка плана состоится позже. Все будет зависеть от того, сумеет ли Си вернуть доверие к себе у населения, а также у иностранных инвесторов, которые все более разочаровываются в его политике. Тем более что в понедельник Пекин обнародовал данные, которые говорят о резком замедлении экономического роста.
Об этом же сообщает агентство Reuters. Экономика росла во втором квартале намного медленнее, чем ожидалось. Причиной тому – ухудшение в секторе недвижимости и нехватка рабочих мест. Вот цифры, подтверждающие эту тенденцию. Экономика выросла в апреле–июне на 4,7%. Это значит, что она не достигла 5,1%, как раньше предсказывали.
Особую тревогу вызывает сектор потребления. Показатели роста розничной торговли упали до уровня, который был 18 месяцев назад. «В результате падения цен на недвижимость и акции, а также снижения роста зарплат потребитель перестал делать большие покупки и стал приобретать лишь необходимые продукты питания», – говорит Лин Сун, главный экономист корпорации ING.
Однако Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО РАН, сказал «НГ», что о прогнозах можно спорить. Но к концу года экономика вырастет на 5%.