«Хезболла» внимательно следит за израильскими военными объектами на Голанских высотах. Фото Reuters
Группировка «Хезболла» опасается, что Израиль готовится использовать занятые им Голанские высоты в Сирии для усиления военного давления на Ливан. Согласно этим оценкам, в случае начала полномасштабной войны еврейское государство, возможно, захочет нанести удары по позициям «партии Аллаха» в обход непосредственной границы со Страной кедров. Такой сценарий рискует втянуть Сирию в региональный конфликт вокруг сектора Газа.
О том, что «Хезболла» сосредоточила оперативное внимание на Голанских высотах, сообщила ливанская газета «Аль-Модон». По ее данным, «партия Аллаха» опасается, что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), которая за эти месяцы подготовила план сухопутного вторжения в Южный Ливан, захочет нанести удар в обход непосредственной границы.
Расположенные на юге Сирии Голаны, подчеркивает «Аль-Модон», дают для этого широкие возможности: они «остаются мягким флангом». В связи с этим «Хезболла» решила действовать на опережение и подготовиться к боевым действиям в этом районе. «Аль-Модон» характеризует это как стратегический сдвиг в подходах ливанской группировки к управлению вооруженной конфронтацией с Израилем.
Еще 9 июля информационные платформы «Хезболлы» опубликовали кадры, сделанные с разведывательного беспилотника. На них, как утверждается, запечатлены различные израильские военные объекты, находящиеся на Голанских высотах. Среди них – оборудование, которое ЦАХАЛ использует для наблюдения, системы раннего оповещения, артиллерийские позиции, батареи системы противоракетной обороны «Железный купол», а также командный штаб. Примерно такие же публикации «Хезболла» делала 18 июня, когда обнародовала снимки, где были показаны израильские военные объекты в ряде северных районов еврейского государства. Наблюдатели считают, что таким образом «партия Аллаха» пытается сделать противнику предупреждение.
Возможная военная вспышка вокруг Голанских высот поставит сирийское руководство перед необходимостью реагировать на происходящее. С осени прошлого года президентский дворец в Дамаске пытался дистанцироваться от активного вовлечения в конфликт вокруг Газы. Более того, как сообщали арабские СМИ, Иран, занимающий довольно жесткую позицию по ситуации в палестинском анклаве, даже заподозрил сирийское руководство в попытках использовать свою умеренность в контексте региональных событий для торга с Западом и региональными игроками. Еще в прошлом году источники портала Axios сообщали, что власти Объединенных Арабских Эмиратов посоветовали Дамаску держаться подальше от открытия фронта против Израиля.
Верхушка «Хезболлы» утверждает, что обладает достаточным количеством человеческих ресурсов и не нуждается в активной помощи союзников по «оси сопротивления» – региональному клубу близких к Ирану государственных и негосударственных акторов. Тем не менее представители американской разведки полагают, что полномасштабная война в Ливане неизбежно привлечет в зону боевых действий шиитские формирования, действующие на Ближнем Востоке. Это многократно усложнит ситуацию в сфере безопасности и сделает для ЦАХАЛ противостояние с «партией Аллаха» более дорогостоящим, чем война в Газе – прибрежном анклаве, который Израиль пытался держать в физической блокаде, чтобы не допустить притока рекрутов и вооружения.
Турецкий аналитический центр «Джусур» фиксирует, что за последний год число позиций, которые занимают иранские силы и близкие к ним шиитские отряды в Сирии, сократилось с 570 до 529. «В целом иранские позиции делятся на две основные категории. Первая включает объекты поддерживаемых Ираном ополченцев, которые напрямую подчиняются спецподразделению «Кудс» в составе Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и имеют разнообразный состав, включая сирийских, иранских, иракских, афганских и пакистанских бойцов. Вторая категория включает объекты, занимаемые ливанским движением «Хезболла» и его местными филиалами. Эти позиции работают при поддержке и под контролем КСИР», – подчеркивают эксперты «Джусур».
«Поддерживаемые Ираном ополченцы имеют военные активы в 14 сирийских провинциях, что делает страну самой влиятельной иностранной державой на территории Сирии, – говорится в июльском отчете центра «Джусур». – Однако большинство этих объектов не могут вести боевые операции самостоятельно по нескольким причинам, главными из которых являются: отсутствие военно-воздушных сил, систем противовоздушной обороны или военной и логистической инфраструктуры, необходимых для проведения крупномасштабных боевых действий». Отдельно аналитики указывают на постоянное ослабление боеготовности этих сил из-за их многократной передислокации, которая проводится для того, чтобы избежать авиаударов Израиля.
Остается под вопросом то, насколько потенциальная вспышка на Голанских высотах может изменить эту динамику.