На реке Брахмапутре, кормилице Восточной Индии и Бангладеш, можно все – стирать, удить рыбу и молиться богам. Фото Reuters
Чиновники Индии и Китая ведут диалог о том, как избежать столкновений на линии соприкосновения, заменяющей границу между двумя державами в Гималаях. С 2020 года стычек с жертвами не было. Но на восточном участке, рядом с китайским Тибетом назревает конфликт иного рода. Дели решил соорудить 12 гидроэлектростанций в штате Аруначал Прадеш. Проблема в том, что Пекин считает этот штат своей территорией. Идут слухи, что он может возвести дамбы на реке Брахмапутре, которая питает водой индийские города и деревни.
Агентство Reuters, ссылаясь на источники в правительстве Индии, передало, что Дели планирует истратить 1 млрд долл., чтобы ускорить возведение ГЭС в штате. Это намерение может усилить напряженность в отношениях с Китаем, который выдвигает претензии на то, что территория региона принадлежит ему. Тем не менее правительство премьера Нарендры Моди объявит об этом плане 23 июля, когда должен быть опубликован федеральный бюджет на 2024–2025 годы. Ранее предполагалось передать строительство в руки частных фирм. Но те даже не приступили к работе. Пришлось привлечь к финансированию правительства штатов на северо-востоке страны и государственные компании. Это, как полагают эксперты, поможет реализовать план.
Индия и Китай встречались на поле боя в 1962 году. Ту войну Индия проиграла. Граница длиной 2,5 тыс. км остается недемаркированной. Индия заявляет, что Аруначал Прадеш – неотъемлемая часть ее земли. Но Китай утверждает, что это часть Южного Тибета. На этом основании он протестует против того, чтобы Индия реализовывала там свои инфраструктурные проекты.
Как можно судить из информации Reuters и других СМИ, Индию подтолкнули к ускорению сооружений ГЭС сообщения о том, что Пекин может возвести плотины на Брахмапутре (в Китае реку называют Ялун Цанбо). Она берет истоки в Тибете и течет через Аруначал Прадеш.
На прошлой неделе министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар пообщался с китайским коллегой Ван И в Казахстане на саммите ШОС. Была достигнута договоренность умножить усилия по урегулированию пограничного спора. Но выполнима ли эта задача? Переговоры ведутся не один десяток лет. То, что обе стороны обязались не стрелять, уже хорошо. Впрочем, сомнительно, что стороны вскоре станут обсуждать ГЭС и дамбы.
С другой стороны, не кто иной, как Моди, лично заложил первый камень в ГЭС в долине Дибанг в Аруначал Прадеш. Это будет самая высокая дамба в Индии, провозгласил премьер. Ее высота составит 278 м.
Издание Energy, однако, указывает, что сооружение ГЭС на северо-востоке страны не панацея для региона. Проекты потребуют огромных затрат, нанесут ущерб окружающей среде и не берут в расчет интересы людей в тех местах, где пройдет строительство. Часть местных жителей боится, что стройки нанесут вред лесам, где люди добывают себе пропитание.
Но издания в городах, удаленных от Аруначал Прадеш, не склонны поддерживать протесты аборигенов. The Times of India, самая читаемая газета, пишет, что Индия должна строить ГЭС, потому что Китай, контролирующий дамбы в верхнем течении Брахмапутры, может развернуть против Индии водную войну.
Ниланджан Гош, директор Observer Research Foundation в Мумбаи, считает такую аргументацию легковесной. Во-первых, говорит он, самая большая часть воды попадает в Брахмапутру уже после того, как она перешла на индийскую территорию. Во-вторых, какое-то взаимодействие между Индией и Китаем имеет место. Они обмениваются друг с другом предупреждениями о наводнениях в сезон муссонов.
По существу, и Пекин, и Дели желали бы уладить разногласия друг с другом. У Китая чрезвычайно натянутые отношения с США. А для Индии военную угрозу представляет не только Китай, но и Пакистан. На днях боевики, которых спонсирует пакистанская разведка, убили пять индийских солдат в Кашмире. Казалось бы, двум гигантам Азии есть смысл уладить спор. Но перспективы для этого остаются туманными.