Президент США Джозеф Байден не разочаровал своих сторонников, уверенно и бодро произнеся долгую речь. Фото Reuters
Проходящий в Вашингтоне трехдневный саммит НАТО завершится в четверг, но уже стал в некотором роде успехом президента США Джозефа Байдена. Он смог довольно бодро произнести речь на открытии мероприятия, создав наконец у телезрителей впечатление лидера, которому рано уходить на покой. К тому же на саммите были приняты не только заранее согласованные решения о дальнейшей поддержке Украины. С подачи Белого дома поднята больная для европейских союзников США тема срочного повышения расходов на оборону до 2% – то, к чему в альянсе никак не могут прийти вот уже 10 лет.
Саммит НАТО открылся с речи Байдена, произнесенной в Аудитории Меллона. Это символическое место в Вашингтоне, где в 1949 году 12 стран подписали договор о создании Североатлантического альянса.
Теперь в него входят 32 страны, и может быть, в перспективе он расширится – правда, не на этом саммите. Его участники с подачи генсека НАТО Йенса Столтенберга предпочитают говорить о «мосте в НАТО» для Украины (под этой расплывчатой формулировкой скрывается приближение украинских государства и армии к нормам альянса), а не конкретном плане евро-атлантической интеграции. И в своей речи Байден все больше хвалил Киев за действия в конфликте с РФ, чем обещал нечто большее, нежели текущая военная и политическая поддержка. Глава американского государства сказал много хороших слов о НАТО. Он назвал эту организацию оборонительной, самым долгосуществующим военным союзом современности, который оказался перед новыми вызовами, с честью их выдерживает и сейчас сильнее, чем когда-либо. «Авторитарные правители по всему миру противостоят нам!» – сказал Байден, упомянув в связи с этим Россию, но не упомянув Китай.
Многочисленные зрители – особенно американские, – конечно, следили больше не за тем, что говорил президент, а как он при этом держался. Дебаты 27 июня, которые Байден с треском проиграл Дональду Трампу, оставили слишком тягостное впечатление у сторонников демократов. Они теперь всерьез говорят о возможной смене кандидата на ноябрьских президентских выборах, и нет для американской политики нынче темы актуальнее. Байден своих сторонников не разочаровал. Он говорил твердо, жестикулировал, слова не забывал, в тезисах речи не путался. Завершилась она весьма эффектным действием: президент лично вручил Столтенбергу, уходящему в этом году с поста генсека альянса, Президентскую медаль Свободы. Несколько смазало впечатление от речи то, что читал ее президент, как выяснили журналисты, с суфлеров, установленных по обе стороны трибуны. На дебатах – прошлых и будущих – такая подпорка, конечно, исключается.
В содержательной части речь Байдена примечательна тем, что в ней он напомнил – правда, в весьма мягкой форме – о необходимости выполнения всеми членами НАТО требования, которое было принято еще в 2014 году на саммите в Ньюпорте. Тогда члены альянса, находящиеся под впечатлением от событий в Крыму и в Донбассе, договорились о необходимости повышения оборонных расходов в каждой стране до 2% ВВП. Требование систематически не выполнялось. Трамп, став президентом в 2016 году, в весьма бесцеремонной манере напоминал об этом своим европейским союзникам, в итоге добившись от некоторых из них повышения оборонных расходов. Это стало чуть ли не главной причиной охлаждения отношений между ними и США. О Трампе в своей речи Байден не говорил. Он лишь сказал буквально следующее: «Когда меня выбрали президентом в 2020 году, только девять членов НАТО тратили 2% ВВП на военные нужды. На сегодняшний день их 23, а некоторые тратят даже больше». Его слова можно трактовать как своеобразный месседж девяти государствам НАТО, который в данный норматив не уложились. Это Италия (1,49% расходов ВВП), Испания (1,28%), Бельгия (1,30%), Португалия (1,55%), Хорватия (1,81%), Словения (1,29%), Люксембург (1,29%), Финляндия и Швеция.
«Чисто теоретически довести расходы на оборонную сферу до 2% ВВП для всех европейских стран возможно. Но в чем-то придется ужиматься, прежде всего речь идет о социальных расходах. В течение полувека европейцы могли себе позволить больше вкладываться в человеческий капитал за счет того, что их защищают США. Теперь же Вашингтон от этой многолетней традиции хочет отойти», – поясняет доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
В разговоре с «НГ» он обратил внимание на то, что помимо требований НАТО члены Евросоюза стараются выполнять и требования валютного союза ЕС, а также фискального союза, образовавшегося после кризиса Еврозоны 2013 года. Если первый допускает дефицит бюджета в 3%, то второй – лишь в 1%.
«При этом около 40% стран – членов ЕС уже затрачивают требуемую сумму на оборону, это касается ряда восточноевропейских стран, включая Польшу. Но сделать так, чтобы платили все, быстро не получится. Это вопрос как минимум нескольких лет. А к тому моменту и обстановка может серьезно измениться», – считает эксперт.
Повышение расходов НАТО на оборону равнозначно и повышению трат на поддержку Украине. На пресс-конференции высокопоставленный чиновник альянса спрогнозировал, что РФ будет способна вести боевые действия еще 3–4 года. Соответственно, на помощь Киеву в течение этого срока членов альянса и ориентируют. Нынешние темпы поддержки Украины участники саммита, кстати, оценивают как хорошие. Многие виды вооружений, судя по их заявлениям, попадают туда даже с опережением графика. Так, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что истребители F-16, которые Дания и Нидерланды, как ожидалось, передадут Украине не раньше этой осени, появятся в небе страны уже летом.