Габриэль Атталь пока останется во главе правительства. Фото Reuters
Второй тур парламентских выборов во Франции посрамил прогнозы экспертов. Вместо успеха крайне правых победы добились крайне левые. Однако и они вряд ли смогут сформировать правительство самостоятельно. Предстоят трудные переговоры о распределении министерских постов, исход которых не очевиден. На время их проведения президент Франции Эмманюэль Макрон попросил главу правительства Габриэля Атталя остаться в должности.
Сторонникам Макрона удалось решить декларируемую задачу-минимум: они добились того, что «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен и Жорданом Барделлой «откатились» на третье место. Большинство мандатов – у «Нового народного фронта», ядро которого составляет ультралевая «Непокоренная Франция». Макронисты из блока «Вместе!» – вторые. Но номинальная победа левых не сильно изменила столь типичного для Франции раздробленного политического ландшафта. Ни у одной политической силы нет ни абсолютного, ни относительного большинства в парламенте. А это означает, что нет и очевидного кандидата в премьеры.
По Конституции, премьер-министра назначает президент, которому при этом надо учитывать мнение парламента. Ведь депутаты имеют право объявить правительству вотум недоверия.
После оглашения результатов второго тура лидер «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон незамедлительно заявил, что Макрон обязан считаться с мнением французов, которые отдали голоса за левые силы. Ответной любезности от президента он не дождался. Макрон не принял решения, которое ужаснуло бы во Франции многих – не назначил Меланшона премьером. Это обстоятельство, правда, не было оценено сторонниками «Национального объединения». Молодой Барделла, метивший после первого тура на пост главы правительства, в сердцах назвал «бесчестным союзом» сотрудничество макронистов и левых. Он ждет, что они разделят между собой министерские посты.
Макрон между тем ограничился лишь тем, что не принял отставку своего соратника Атталя. Тот решил уйти, так как макронисты потеряли в парламенте большинство. Президент попросил Атталя исполнять обязанности «во имя стабильности» в стране. Как теперь разрозненные силы будут налаживать коммуникацию – остается вопросом. Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров в разговоре с «НГ» отметил, что по итогам консультаций о новом кабинете министров Атталь лишится своего поста. Макрон его отправит в отставку, хотя новое правительство будет сложно создать.
Федоров полагает, что один из наиболее вероятных вариантов нового кабмина – это создание технического правительства во главе с известным общественным деятелем или экономистом. Нечто подобное делали в Италии в 2021 году, когда в схожей ситуации после выборов назначали на должность премьер-министра Марио Драги, более известного как глава Центрального банка страны, нежели как политика. Во Франции такую же компромиссную фигуру, обладающую достаточным авторитетом, будет найти сложнее. К тому же общество здесь более поляризовано. Ультралевые демонизируют ультраправых и наоборот. Значит, и договориться будет сложнее.
При этом продвинуть «своего человека» на пост премьера у Макрона уже, вероятно, не получится. Его правительству левые и правые могут вместе объявить вотум недоверия. При Макроне силы политического центра оказались уязвимы как никогда, подчеркивает в связи с этим британская The Guardian.
Словом, налицо – признаки сложной ситуации, чреватой правительственным кризисом, который, впрочем, пока касается только политиков, а не обычных граждан. Обстановка в стране относительно спокойная: по французским меркам радикалы отпраздновали победу скромно, хотя силы правопорядка и владельцы магазинов готовились к худшему.
«Итоги выборов стали болезненным ударом для «Национального объединения». Сыграла роль и высокая явка, и союз макронистов с левыми, возможность голосовать по доверенности. В целом же Макрон хотел сделать изгоями как крайне правых, так и крайне левых, а в итоге и те и другие прибавили. Президент загнал себя в тупик сам, но все же держится на плаву», – подвел итог Федоров.