Марин Ле Пен уже видит себя следующим президентом Франции. Фото Reuters
Седьмого июля определится состав Национального собрания (нижней палаты парламента Франции), в котором на большинство впервые претендует крайне правая партия «Национальное объединение» (НО). Чтобы помешать сторонникам Марин Ле Пен получить абсолютное большинство (289 мест) и право сформировать правительство, более 200 кандидатов, прошедших во второй тур, снялись с выборов в своих одномандатных округах. Таким образом союзники президента Эмманюэля Макрона и представители левых сил пытаются предотвратить в стране острый политический кризис.
По итогам первого тура досрочных парламентских выборов во Франции, который состоялся 30 июня, убедительную победу (более 33% голосов) одержало ультраправое НО, неформальным лидером которого является Марин Ле Пен. Выборы уже выиграли 39 представителей этой партии, включая саму Ле Пен, а в большинстве округов, где состоится второй тур, они являются лидерами гонки. Это делает вполне реализуемым сценарий, по которому ультраправые получат если не абсолютное, то простое большинство в Национальном собрании и смогут сформировать правительство.
Их главные противники – наспех сколоченный блок левых партий «Новый народный фронт» (28%) и коалиция президента Макрона «Вместе!» (20%) – перед вторым туром пытаются сделать все возможное, чтобы уменьшить шансы НО на победу 7 июля. Их основным оружием в этой битве стало снятие собственных кандидатов с выборов.
Макрон и руководители левых сил призвали отказаться от участия во втором туре тех, кто занял третье место, чтобы все голоса перешли к противникам НО. Как стало известно в среду, в общей сложности из дальнейшей борьбы выбыл 221 кандидат. Снялись с выборов 130 левых политиков и 82 кандидата из лагеря союзников президента. Среди них – почти 50 кандидатов от крайне левой «Непокоренной Франции», около 30 социалистов, более 20 кандидатов зеленых, 16 коммунистов, а также 56 кандидатов от президентской партии «Возрождение» и более 20 ее союзников-центристов.
Таким образом «Новый народный фронт» помогает, например, бывшему премьер-министру Элизабет Борн, при которой была принята крайне непопулярная пенсионная реформа, одержать победу в избирательном округе в Кальвадосе. Она набрала лишь 28,9% голосов, уступив кандидату от НО (36,2%). Тем не менее Борн имеет шансы на победу во втором туре, так как крайне левый Ноэ Гошар из «Нового народного фронта» снял свою кандидатуру в ее пользу. В свою очередь, представительница коалиции Макрона, набравшая 24%, отказалась от участия во втором туре, чтобы помочь левому радикалу Франсуа Рюффену (33,9%) победить кандидата от НО Натали Рибейро Билле (40,7%) в Амьене.
Председатель НО Жордан Барделла, питающий надежду стать премьер-министром, осудил договоренности «макронистов» с левыми. 28-летний политик назвал это «позорным союзом» партий, которые вплоть до сегодняшнего дня «были готовы вцепиться друг другу в горло».
С ним не согласен действующий премьер Габриэль Атталь. «Снятия кандидатур свидетельствуют, что мы можем избежать абсолютного большинства для ультраправых», – сказал он в среду. Другое дело, поддержат ли избиратели эти усилия. Ведь сторонники центристских сил могут отказать в поддержке леворадикалам. Тогда как многие левые избиратели настолько разочарованы Макроном, что не захотят поощрять кого-то из его лагеря.
Как пояснила «НГ» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Марина Клинова, Ле Пен удалось «разбудить» дремлющий электорат, повысить до рекордной (66,7%) с 1997 года явку в первом туре, объединить представителей крайне правых сил на выборах. Если проследить процент голосов, поданных за «Национальное объединение» (до 2018 года – «Национальный фронт»), то получается впечатляющий рост: с 9,7% в 1986 году до 14,9% – в 1997-м. Затем, правда, наблюдалась стагнация в 2012 и 2017 годах – 13,6% и 13,2% соответственно. И опять взлет в 2022 году до 18,7% и на нынешних выборах – свыше 33%. Таким образом, НО может утроить представительство в Национальном собрании.
«Основная причина, которая подвигла такое количество французов отдать голоса за ранее нерукопожатных ультраправых, – проблемы, создаваемые мигрантами и их потомками, родившимися уже на территории Франции. Это крайне болезненная миграционная проблема в целом, вышедшая из-под контроля властей, – отметила эксперт. – Хотя нельзя сбрасывать со счетов и недовольство такими важными, но тяжелыми для населения социально-экономическими реформами, как пенсионная и трудового законодательства, а также ростом цен, неравенства и т.д.».
По данным Национальной консультативной комиссии по правам человека, электорат крайне правых отличается по целому ряду позиций, связанных с проблемой миграции. Так, 83% из них считают иммигрантов основным фактором, снижающим безопасность (против 43% по стране). 93% уверены, что беженцы едут во Францию, чтобы воспользоваться социальными благами (60%). 94% убеждены, что иммигрантов чересчур много (55%). А 53,5% открыто определяют себя как «расисты или скорее расисты» (19% по стране).
По словам Клиновой, заметно увеличилось число голосующих за НО пенсионеров. Согласно оценкам Национального центра научных исследований, их уже около 30%. Расширился состав поддерживающих крайне правых и за счет французов с более высоким уровнем образования, а не только рабочих, сельских жителей и населения малых городов.
Если французы во втором туре поддержат НО и оно сможет контролировать Национальное собрание, Макрону придется предоставить Барделле право сформировать правительство. И тогда, как предрекают СМИ, начнется напряженный период «сожительства» двух антиподов. А Франция погрузится в самый острый политический кризис за много десятилетий.
Согласно Конституции, власть перейдет от президента к кабинету премьер-министра, так как именно «правительство определяет и проводит политику нации». Макрон попытается сохранить полномочия в сфере внешней политики и обороны, которые оставались прерогативой Елисейского дворца. Хотя такой вариант основан на прецеденте предыдущих случаев «сожительства», а в Конституции напрямую не прописан.
Что касается Ле Пен, то она не планирует стать членом нового правительства. У нее более амбициозные планы – баллотироваться в президенты. Политик рассказала журналистам, что надеется на «скорые» президентские выборы. Если Макрон решит уйти в отставку, «мы с большим энтузиазмом вступим в эту президентскую битву», – с энтузиазмом заявила Ле Пен.