Протестующие уже достигли своих требований, но часть из них продолжает выражать недовольство. Фото Reuters
В Кении относительным успехом закончились протесты против повышения налогов. Соответствующий законопроект о финансах отозвал президент Уильям Руто, признавший недовольство населения. За этот пример работы демократии пришлось заплатить кровью: в ходе акций протеста погибли как минимум 23 человека. А спокойствия на улицах пока как не было, так и нет.
Незадолго до объявления об отзыве законопроекта протестующие ворвались в парламент, поджигали правительственные учреждения. Во вторник министр обороны Аден Дуале объявил, что полиции будут помогать регулярные войска.
«Внимательно прислушиваясь к мнению народа Кении, который во всеуслышание заявил, что не хочет иметь ничего общего с этим финансовым законопроектом на 2024 год, я вынужден уступить. И поэтому я не подпишу финансовый законопроект на 2024 год, и впоследствии он будет отозван», – заявил Руто.
Впрочем, протесты пока не успокаиваются, и среди недовольных кенийцев звучат призывы об отставке Руто. Полиция усиливает меры защиты, подъезды к президентской резиденции блокируются.
Уже через несколько минут после того как парламент принял скандальный законопроект, к нему потянулись недовольные жители.
Иронично, что Руто в ходе своей предвыборной кампании 2022 года обещал улучшить положение молодежи, но именно она и вышла на улицы.
Руто намеревался провести налоговую реформу, введя налоги на базовые товары и услуги, включая средства гигиены, хлеб, сахар, мобильные переводы, валютные операции, и увеличив акцизы на табак и алкоголь. Тарифы также планировали ввести на импорт иностранных сладостей и на регистрацию мотоциклов.
Все это мгновенно лишило бы население огромной части доходов. Но причина для столь резких шагов была объяснима: у страны большой долг, и необходимо менять ситуацию с крупным дефицитом бюджета. Полученные деньги планировалось потратить не только на покрытие долгов, но и на зарплаты учителей, потребности сельского хозяйства и развитие системы ирригации.
Теперь встает проблема с тем, как учить детей в школах и обеспечивать им будущее.
Стоит отметить, что Кения – довольно развитая по африканским меркам страна. Но в последнее время она сталкивается с крупными экономическими проблемами, которые стали ключевой темой в политической борьбе.
Поскольку долги платить нечем, не исключено, что Найроби придется брать новые займы. И это подвергнется критике со стороны Международного валютного фонда (МВФ). Президент пообещал сократить личные расходы, но в контексте всей страны это будет капля в море.
Впрочем, и кенийцев можно понять: уже несколько лет стоимость их жизни растет. При этом президент далеко не сразу проявил сочувствие к гражданам. Поначалу он вообще заявил, что толпу протестующих якобы ввели в заблуждение некие «преступники», грозившие нарушить конституционный порядок. В первоначальные планы протестующих входило взятие штурмом резиденции президента к четвергу.
О том, что власти держат ситуацию под контролем, говорить преждевременно. Цивилизованно решить вопросы не получается: помимо 23 погибших еще 30 человек находятся в больницах в тяжелом состоянии.