В Европейском суде по правам человека вынесено решение в пользу Украины по ее иску к РФ, поданному еще 10 лет назад. Фото с сайта www.coe.int
Вторник, 25 июня, оказался богат на судебные решения, неблагоприятные для РФ. Вначале в Страсбурге Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес вердикт в пользу Украины по давнему иску, касающемуся событий в Крыму. Потом в Гааге палата предварительного производства Международного уголовного суда (МУС) выдала ордер на арест бывшего министра обороны РФ Сергея Шойгу и главы Генштаба Сергея Герасимова. Юрисдикцию обеих судебных инстанций Россия не признает, а значит, выполнять их решения не будет. Поэтому по факту они выглядят как способ психологического давления и задел на будущее: украинские и западные наблюдатели надеются, что вердикты судов когда-нибудь все-таки выполнят или, возможно, сделают частью какой-то сделки.
Иск в ЕСПЧ, в котором России инкриминируется нарушение прав человека в Крыму, Украина подала еще в марте 2014 года. Потом она дополняла его в 2015-м и 2018-м. В 2020 году иск был признан приемлемым. Тогда Россия еще входила в Совет Европы и соответственно признавала юрисдикцию Страсбургского суда. Сейчас положение иное. В июне 2022 года Владимир Путин подписал закон, по которому Россия не обязана выполнять решения ЕСПЧ, вынесенные после 15 марта 2022 года, когда страна официально покинула Совет Европы. Тем не менее в Страсбурге рассмотрение дела все равно продолжили. И вот суд в составе председателя ЕСПЧ Шиофры О’Лири (представительница Ирландии) и 16 судей из Люксембурга, Словении, Австрии, Андорры, Норвегии, Польши, Боснии и Герцеговины, Монако, Великобритании, Азербайджана, Северной Македонии, Сан-Марино, Швеции, Греции, Молдавии и Украины единогласно вынес вердикт по делу.
ЕСПЧ счел признанным, что в Крыму после его перехода под контроль РФ имели место нарушения Европейской конвенции по защите прав человека. России ставится в вину нарушение статей 2 (право на жизнь), 3 (запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливый суд), 7 (наказание исключительно на основании закона), 8 (право на уважение частной и семейной жизни), 9 (свобода религии), 10 (свобода выражения мнений), 11 (свобода собраний), 14 (запрещение дискриминации) и 18 (пределы использования ограничений в отношении прав человека) этого документа.
Под председательством Шиофры О’Лири ЕСПЧ признал власти РФ виновными в массовых и умышленных нарушениях прав человека в Крыму. Фото Reuters |
В решении суда есть выводы, которые могут быть использованы при подаче новых исков. Например, ЕСПЧ признал нарушением 6-й статьи конвенции «массовое применение российского законодательства в Крыму» в отношении всех дел, рассматриваемых судами на полуострове, даже по тем, где фигурируют обвинения, не подпадающие под действие Уголовного кодекса Украины. На том же основании в решении Страсбургского суда квалифицировано как незаконное и перемещение заключенных из тюрем в Крыму. В нем указывается, что таким образом в тюрьмы и колонии в материковой части РФ было отправлено 12,5 тыс. человек.
Разумеется, на решение ЕСПЧ будут ссылаться и структуры ООН – такие как Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет по правам человека. Россия, в свою очередь, вправе апеллировать к вердикту Международного суда ООН от 31 января 2024 года по еще одному иску Украины. В нем РФ ставилось в вину нарушение Конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. ЕСПЧ нашел нарушения там, где их не выявил Международный суд: например, по применению крымско-татарского языка или по сохранности памятников архитектуры.
А Украина уже восприняла решение Страсбургского суда как свою победу. Украинский уполномоченный по делам ЕСПЧ Марина Сокоренко назвала его «разгромным для России».
Между тем в РФ куда больший резонанс вызвало другое судебное решение, но вынесенное в Гааге. Там был выписан ордер на арест Шойгу и Герасимова. Им ставятся в вину обстрелы энергетической инфраструктуры Украины. Шойгу и Герасимов стали шестыми российскими чиновниками, в отношении которых был выписан ордер МУС. Четверо других – президент РФ Владимир Путин, уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова, командующий дальней авиацией Военно-космических сил Сергей Кобылаш, командующий Черноморским флотом Виктор Соколов. Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков озвучивал позицию российского государства в отношении решений МУС: они ничтожны с правовой точки зрения. Ведь Россия не входит в число 123 стран, которые признают юрисдикцию этого суда. И в этот раз ту же самую аргументацию повторили в пресс-службе аппарата Совета безопасности РФ. Там вердикт МУС назвали «сотрясением воздуха», принятым «в рамках гибридной войны Запада против нашей страны». Следует добавить, что за ордером, выданным Гаагским судом в отношении российского чиновника, обычно следует возбуждение российскими правоохранительными органами уголовного дела в отношении выдавшего ордер судьи. Но в этот раз так не будет. Ордер на Шойгу и Герасимова выдали судьи Росарио Сальваторе Айтала (Италия), Серхио Херардо Угальде Годинес (Коста-Рика) и тунисец Хейкаль Бин Махфуз. Все трое уже объявлены в розыск из-за ордера, выписанного ими на Путина.
* * *За обменом «любезностями» между РФ и Западом следили авторы общественно-политических Telegram-каналов.
«Под аккомпанемент грозных заявлений о новом пакете антироссийских санкций в ЕС ослабили ограничения на ввоз российских алмазов: перенесли обязательную сертификацию на полгода – до 1 марта 2025 года, а также разрешили их продавать, если компания докажет, что владела камнями до введения санкций. В чем причина? В катастрофичных последствиях санкционного самострела – доходы от экспорта алмазов из ЕС упали на четверть, что, учитывая отсутствие собственной добычи, говорит о проблемах с импортом сырья для переработки», - отмечает «Мейстер».
«РФ ограничивает доступ со своей территории к вещательным ресурсам ряда СМИ Евросоюза с 25 июня, сообщает МИД России. Это сделано в качестве ответной меры на принятое Советом ЕС 17 мая решение о запрете «любой вещательной активности» трем российским СМИ. Всего в списке 81 средство массовой информации», - констатирует «Темник».