Президент Сербии Александар Вучич разочаровал тех, кто почему-то считает, что его страна в российско-украинском конфликте – на стороне РФ. Фото Reuters
Сербский президент Александар Вучич делает весьма тревожные заявления. Он призвал силовиков своей страны готовиться к «более тяжелому периоду», нежели тот, что есть сейчас. А в комментарии изданию The Financial Times Вучич, пусть и не прямо, но признал: Сербия снабжает оружием Украину. По-видимому, сербский президент решил напомнить: у его страны своя внешняя политика и причислять ее к лагерю российских союзников не следует.
В воскресенье, 23 июня, Вучич принял участие в мероприятии, посвященном дню сербской полиции. Обращаясь к работникам силовых структур, он призвал их готовиться к тому, что ситуация с безопасностью в мире вообще и в Европе в частности к концу 2024 года может серьезно ухудшиться.
«Будьте готовыми к более тяжелому периоду, не потому что Сербия в тяжелом или плохом состоянии, а наоборот. Я знаю, что будет происходить в мире. Я знаю, что ситуация и у нас будет намного более сложной, поэтому важно сохранить и обеспечить все резервы, которые есть, и подготовиться к этому периоду», – сказал сербский президент. Таким образом, Вучич опять вернулся к той мысли, которую он высказал 8 июня на Всесербском соборе – встрече сербского руководства с представителями Республики Сербской (части Боснии и Герцеговины). Тогда он говорил о том, что российско-украинский конфликт из-за неуступчивости Москвы и Запада «медленно, но верно» ведет дело к «глобальной катастрофе». Правда, тогда он не называл никаких конкретных дат или сроков. Теперь почему-то решил назвать.
За день до этого вышла статья в газете The Financial Times с комментарием сербского президента. В статье под красноречивым названием «Сербия сквозь пальцы смотрит на то, что ее боеприпасы попадают в Украину» ставится под сомнение нейтралитет страны в российско-украинском конфликте. The Financial Times утверждает, что сербы поставляют оружие и боеприпасы украинской армии, но не напрямую, а через третьи страны. Сумма таких поставок очень значительна: по оценкам газеты, она с 2022 года составляет порядка 800 млн евро.
Вучич в своем комментарии сказал, что эта цифра «в целом верна». «Да, мы экспортируем наши боеприпасы. Мы не можем экспортировать их в Украину или Россию. Но у нас было много контрактов с американцами, испанцами, чехами и другими. Что они в конечном итоге с этим сделают – это их дело», – сказал он. Интересен и еще один момент из его комментария. Вучич отметил, что его задача как президента лишь гарантировать, чтобы оружейные сделки были законными: «Я должен заботиться о своих людях, и это все, что я могу сказать. У нас есть друзья в Киеве и в Москве. Это наши братья-славяне».
Впечатляет прежде всего откровенность, с которой Вучич признал, что поставки сербского оружия в Украину имеют место. О том, что Сербия, не присоединившись к западным санкциям, тем не менее помогает Киеву, в СМИ стали сообщать в феврале 2023 года. Тогда в одном из российских Telegram-каналов появилась информация о поставках через Турцию и Словакию сербского оружия. В схеме была задействована сербская частная фирма. В результате Украина получила 3,5 тыс. 122-мм ракет для реактивных систем залпового огня «Град». Вучич тогда назвал эту информацию «откровенной ложью». «Мы не продали ни одной единицы орудий, оружия или боеприпасов ни России, ни Украине», – сказал он в феврале 2023 года, на пресс-конференции во время визита в Катар. А Министерство обороны Сербии, в свою очередь, сообщало, что не будет комментировать действия частных лиц. «Покупают ли частные компании оружие на рынках третьих стран и продают ли в других странах – это не касается Сербии и ее юридических обязательств», – заявлял тогдашний глава оборонного ведомства Милош Вучевич. С апреля 2024 года он премьер-министр страны. Эксперты считают его креатурой Вучича, достаточно близким к президенту человеком, который не проводит собственных комбинаций за спиной своего патрона.
Как видим, строго говоря, комментарий сербского лидера The Financial Times не противоречит тому, что он говорил два года назад. Сербия действительно не продает оружие Украине напрямую. Но косвенно она это все же делает, если верить опять-таки комментарию Вучича. Возможно, четче выразить свою позицию президента побудил недавний визит Владимира Путина в КНДР. Там российский президент и северокорейский лидер Ким Чен Ын подписали договор о всеобъемлющем сотрудничестве. Это было воспринято многими в мире как свидетельство того, что Москва старается зафиксировать на бумаге союзнические отношения со странами, которые разделяют ее позицию по конфликту с Украиной. Сербия наиболее сдержанно из всех европейских стран (исключение – Белоруссия) относится к перспективе поддержки Киева. Это и понятно: правящая Сербская прогрессивная партия в значительной мере ориентируется на пророссийски настроенного избирателя. Поэтому Вучич официально не присоединяется к западным антироссийским санкциям, оговариваясь при этом, что некоторые из них его стране приходится соблюдать – например «потолок» цен на российскую нефть. Вместе с тем в отличие от КНДР, прямо поддерживавшей российскую операцию в Украине, президент страны пусть и в достаточно мягких выражениях, но осуждает действия РФ. «Для нас Крым – это Украина, Донбасс – это Украина», – говорил Вучич в январе 2023 года.
Вероятно, сербский лидер теперь решил окончательно расставить приоритеты. Он подтвердил, что относить его страну к союзникам РФ, а следовательно, ставить знак равенства между Сербией и КНДР неверно.