Вице-канцлер Роберт Хабек намерен не допустить упадка немецкого автомобилестроения. Фото Reuters
В пятницу в Пекин прибывает немецкая торгово-экономическая делегация во главе с вице-канцлером, федеральным министром экономики и климата Робертом Хабеком. В ее составе депутаты Бундестага и представители немецкого среднего бизнеса. Основная цель поездки, как сообщают СМИ, предотвратить назревающую торговую войну между Китаем и ЕС. Причем для Хабека речь идет о собственно немецких интересах, поскольку воздействовать на Брюссель он вряд ли сможет.
Комиссия ЕС еще неделю назад предупредила Пекин о введении с 4 июля драконовских пошлин в отношении китайского автомобильного экспорта в Евросоюз. По данным Industry Magazin, пошлины на китайские электромобили составят 38,1%. Правда, это максимальная ставка и пошлины будут варьироваться в зависимости от того или иного китайского производителя.
Как считают в Брюсселе, Пекин незаконно субсидирует свой экспорт и этим существенно удешевляет стоимость своих электромобилей на европейском рынке. Китайские авто продаются в Европе в среднем на 20% дешевле, чем электромобили местного производства.
В первой половине 2023 года КНР обогнала Японию по экспорту автомобилей. За этот период Китай поставил на мировые рынки 2,3 млн автомобилей. По данным немецких источников, если китайские производители изменят свою ценовую политику на европейском рынке, то введение штрафных пошлин может быть отложено. Дело в том, что доля автомобильной промышленности в ВВП стран ЕС превышает 16%, и поставки дешевых китайских электромобилей душат европейских производителей.
У Германии ситуация несколько иная. Китай является вторым после США рынком сбыта немецких автомобилей, если не считать поставки в европейские страны. Причем это традиционные легковые машины с бензиновым и дизельным двигателями. Правда, в последнее время растет доля гибридов. Немецкое статистическое ведомство Statista приводит данные за 2020 год, когда такие известные автоконцерны, как Volkswagen, Daimler-Benz и BMW, сбывали на китайском рынке почти 40% своей продукции. Затем число поставляемых автомобилей в Китай снижалось за счет увеличения экспорта в США. Но если исходить из того, что в 2023 году в Германии было произведено более 3 млн автомобилей, то экспортная квота превысила 75%. Треть машин нашла сбыт на европейском рынке, более 400 тыс. – в США. В Китай было вывезено более 200 тыс. легковых автомобилей.
С учетом того что доля автомобильной промышленности в немецком ВВП превышает 23%, потеря китайского рынка отозвалась бы болезненно на ряде марок, считающихся брендовым товаром. В России, кстати, в 2023 году напрямую не было продано ни одной немецкой легковой автомашины.
Как отмечает немецкий интернет-портал RND, Хабек приезжает в Китай первым из высокопоставленных европейских политиков после объявления Брюсселем о введении штрафных пошлин на поставки китайских электромобилей. Этот визит, считает портал, сам по себе будет сложным, поскольку министр – сторонник жесткого политического курса в отношении Пекина. Берлинская газета Tagesspiegel указывает на шесть проблем, которые ожидают Хабека в Пекине.
Основная дискуссия будет касаться возможных ответных мер со стороны Китая. Пекин уже объявил о возможном введении пошлин не только на европейские автомобили, но и на свинину и субпродукты, поставляемые из Европы в Китай. Хабек должен также выяснить, не коснутся ли ответные меры Пекина поставок китайских компонентов для создания немецких телекоммуникационных сетей 5G.
Немецкий министр намерен также затронуть в Китае тему соблюдения Пекином в регионах прав человека. Газета указывает, что КНР всегда болезненно относится к такой теме. Другим острым вопросом будет осуждение устремлений Китая в регионе Юго-Восточной Азии, поскольку Германия подозревает Пекин в экспансионистских устремлениях. Не говоря уже о такой актуальной теме, как российско-китайские отношения. Важной также станет дискуссия с китайскими представителями по климатической проблематике и развитию солнечной энергетики, в которой КНР занимает ведущие позиции.
Хабек начал азиатское турне с Южной Кореи, куда он прибыл 20 июня. По данным немецких СМИ, эта страна является вторым по величине после КНР торговым партнером Германии в Азии. В Сеуле речь шла о диверсификации торговли. Поэтому в состав делегации входят представители фирм, специализирующихся на климатических и энергетических проблемах, а также работающих в «отраслях технологического будущего». Но нельзя исключать, что политик хотел получить «из первых рук» оценки визита российского президента Владимира Путина в КНДР и последствия заключенных в Пхеньяне соглашений стратегического характера для Европы и Азии.