На фото участники встречи "2+2". Фото Reuters
Визит президента РФ Владимира Путина в КНДР взбудоражил Сеул. Пресса пишет, что, если Москва и Пхеньян заключат военный союз, это станет экзистенциональной угрозой для Южной Кореи. Более обтекаемо высказался глава ее МИД. Он подчеркнул, что переговоры Москвы с Пхеньяном не должны подрывать мир на Корейском полуострове. Такая реакция была предсказуемой. Но ведь опора КНДР – не РФ, а КНР. Это главный ее партнер в торговле и сфере безопасности. Пекин не комментировал поездку Путина, но характерно, что во вторник прошла встреча китайских дипломатов и военных с южнокорейскими коллегами в Сеуле.
Как можно заключить из заявления министра иностранных дел Республики Корея Чо Тхэ Юля, Сеул тщательно следит за визитом президента РФ в Северную Корею и даже может предпринять «необходимые контрмеры» в зависимости от итогов переговоров в Пхеньяне. Установление более тесных связей между РФ и Северной Кореей, по словам Чо, происходит под воздействием событий в Украине и роста геополитической напряженности в мире. В дальнейшем станет ясно, сближение двух стран носит тактический, временный характер или речь идет о совпадении их долгосрочных, стратегических интересов.
Советник президента Республики Корея по национальной безопасности Чан Хо Джин тоже увязал поездку Путина с боевыми действиями в Украине: «Когда они закончатся, России придется тщательно подумать, кто для нее важнее – Юг или Север». В то же время Чан не утверждает, что визит Путина должен непременно привести к образованию трехстороннего альянса Россия – Китай – Северная Корея. И в подтверждение этой мысли Чан сослался на то, что во вторник дипломаты и военные чиновники Китая и Южной Кореи ведут в Сеуле диалог. Такое совещание никак не связано с поездкой Путина. О созыве его в мае договорились президент Южной Кореи Юн Сок Ель и глава правительства Китая Ли Цян.
Естественно, встреча китайцев и южнокорейцев в формате «2+2» подтолкнула экспертов в США и Восточной Азии к рассуждениям о том, что укрепление связей между Россией и Северной Кореей наносит ущерб интересам Китая. Так, Сидни Сейлер, завкафедрой Кореи в Центре стратегических и международных исследований в США, говорит, будто сотрудничество между Россией и КНДР, двумя государствами, которые обложены санкциями, может дестабилизировать положение на Корейском полуострове, чего Пекин абсолютно не желает. На деле, по словам эксперта, вояж Путина поможет ему продемонстрировать международному сообществу, что у России есть надежные партнеры и друзья. А главу Северной Кореи Ким Чен Ына поддержка РФ может «поощрить к новым авантюристическим акциям».
Впрочем, The New York Times концентрирует внимание не на том, какие выгоды получает Северная Корея, а на важности визита для России. Газета утверждает, что Москве нужны артиллерийские снаряды и ракеты, которые есть у Пхеньяна. Белый дом еще в сентябре 2022 года обвинил Северную Корею в том, что она продает снаряды России. А в следующем году, после того как Ким посетил Россию, Вашингтон объявил, что Северная Корея якобы направила более 1 тыс. контейнеров с оружием в Россию. Но Сеул такие скромные цифры не удовлетворили. Минобороны Республики Корея заявило, что число контейнеров, отправленных в Россию, составляет 10 тыс. Затем в американских разоблачениях стало больше конкретики. Специалист по контролю над вооружениями сказал, что в Украине были найдены обломки северокорейской баллистической ракеты Hwasong-11A, а также противотанковые ракеты и переносные зенитно-ракетные комплексы. Насколько северокорейская «помощь» эффективна? Бывший председатель объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли сказал, что большого влияния на ход боев поставки северокорейского оружия не окажут.
Наконец, стоит упомянуть, что даже южнокорейское агентство Yonhap не склонно придавать большого значения встрече китайских чиновников в Сеуле. Хотя формат именуется «2+2», это не совещание на уровне министров иностранных дел и обороны, как это обычно практикуется многими государствами, в том числе и Россией. Переговоры состоялись между чиновниками более низкого ранга.
В беседе с «НГ» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «Я не вижу никаких признаков того, что Китай недоволен визитом Путина. Судя по итогам его поездки в Китай в мае, тематика Корейского полуострова обсуждалась. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин пришли к неким общим решениям. Это зафиксировано в декларации. У Китая есть свой курс. Он пытается замедлить сближение Южной Кореи с Японией и США в рамках трехстороннего сотрудничества. К контактам России с Северной Кореей это имеет косвенное отношение. Китайцам нужны от России лишь координация действий и информирование. Думаю, это от России они получают».
* * *
Между тем, как отмечают авторы Telegram-каналов, РФ продолжает настойчиво формировать собственную геополитическую реальность в Азии. «Президент Путин одобрил проект Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве с КНДР, - пишут авторы канала «Мюсли вслух». - Это ещё один пример того, как Россия к выгоде для себя нашла успешный формат выстраивания отношений с той частью мира, которая устала от диктата и опасности, исходящей от США и их сателлитов. В случае Северной Кореи это нарастающая угроза со стороны азиатской «Антанты» в составе американцев, Японии и Южной Кореи».
«Во Владивостоке завершился межпартийный форум «БРИКС и страны-партнёры» — «Мировое большинство за многополярный мир» (в нём приняли участие более 150 представителей ведущих политических сил из 32 стран), - обращает внимание «Темник». - Мероприятие показывает, что формирование альтернативы западным альянсам идёт полным ходом».