Слишком много французов не согласны с перспективой отдать власть в стране правым силам. Фото Reuters
Во Франции обостряется политическая борьба перед досрочными парламентскими выборами, объявленными президентом Эмманюэлем Макроном на фоне успехов правых сил, в частности «Национального объединения». Для противодействия радикалам коалицию составляют левые силы во главе с Жан-Люком Меланшоном, проводятся многотысячные протесты по всей стране. В предвыборную гонку даже вступает непопулярный бывший президент Франсуа Олланд.
Более 250 тыс. человек вышли на улицы различных городов Франции, чтобы выразить свое несогласие с ультраправыми и предупредить о невозможности формирования кабинета министров под их началом. По данным France24, в Париже на акции протеста вышли 75 тыс. человек. Среди них были как леволиберальные критики ультраправых, так и те, кто считает взгляды представителей «Национального объединения» и ее идейного лидера Марин Ле Пен исламофобскими. Многие протестующие протестовали не с флагами Франции, а с атрибутикой Палестины.
Последние опросы предрекают «Национальному объединению» треть голосов. Объединение правых и центристов может получить 7% голосов. Его возглавляет Эрик Сьотти, лидер республиканцев, который пошел на союз с Ле Пен. Этим он вызвал бурю негодования в своей партии и даже неформальную отставку. Однако Сьотти поддаваться общественному давлению и обвинениям в предательстве не собирается и уже заявил, что свое лидерство он готов отстаивать даже не на партийных собраниях, а в суде. Многие его однопартийцы вообще считают, что союз с Ле Пен позорит партию, предтечу которой основывал сам Шарль де Голль. Но суд внял доводам именно Сьотти.
Центристское объединение «Вместе», в которое входит и основанная Макроном партия «Возрождение», может получить примерно 17–20% голосов.
В столь мозаичной структуре предпочтений избирателей большая часть левых сил тоже решила объединиться. Возглавит союз социалистов, коммунистов и «зеленых» Жан-Люк Меланшон – главный рупор крайне левых идей в стране. Этот союз может получить 25–28% голосов. 3–5% получат независимые кандидаты левой ориентации. Еще 3–4% голосов могут отойти ультраправой «Реконкисте», которую основал эпатажный журналист Эрик Земмур, боровшийся за президентский пост. а 2% – другим правым кандидатам.
Таким образом, наиболее крупной силой может оказаться блок правых, но и он пока не может получить больше половины голосов. Новый кабмин в любом случае будет не такой послушный, как нынешний во главе с Габриэлем Атталем. Макрона могут ждать очень тяжелые переговоры и новые сложности в принятии законов. Но с поста главы государства, видимо, он не уйдет. Даже Ле Пен, готовая смилостивиться над проигравшими, заявила, что об отставке своего принципиального противника она просить не будет.
В пользу Макрона может сыграть принципиальное соперничество правых и левых. Оно достигло такой точки, что в предвыборную гонку решил вступить Франсуа Олланд. Самый непопулярный из всех президентов может пойти на выборы от блока Меланшона в департаменте Коррез.
Решение Макрона о досрочных выборах может погрузить страну в хаос, считает бывший глава страны Николя Саркози. Вместе с тем оно способно предоставить и неожиданные возможности. Например, есть шанс, что в случае успешного выступления блока правых Пятая республика обзаведется самым молодым премьер-министром в истории – 28-летним формальным главой «Национального объединения» Жорданом Барделла.
Впрочем, по этому поводу есть большие сомнения. Барделла был признан эффективным агитатором, легким в общении и непринужденно находящим язык с публикой. Но одно дело агитировать, а другое – управлять. Ни административного опыта, ни статуса глубокого интеллектуала, как у Макрона, у него нет.
И все-таки рассуждать о перспективах создания нового кабмина еще рано. Расклады станут яснее прочерчиваться уже после голосования. А пока у французов еще есть время, чтобы подумать, каким политическим силам стоит доверить будущее Пятой республики, неожиданно ставшим очень хрупким.