Глава USAPACOM (Тихоокеанского командования) США Самуэль Папаро. Фото с сайта www.dvidshub.net
«Если Китай вторгнется на Тайвань, он столкнется с большим числом смертоносных дронов. Нападающие на целый месяц попадут в плачевное положение», – заявил адмирал Сэмуэл Папаро, глава Индо-Тихоокеанского командования США. А это, продолжал адмирал, позволит Америке выиграть время, подтянуть другие силы – прежде всего надводные, подводные и аэро- беспилотники. Впервые военачальник такого высокого ранга раскрыл, как ответят США на попытку воссоединения Тайваня с материком. Но характерно, что о возможности ударов по КНР он даже не упомянул.
Репортеры неоднократно спрашивали президента США Джозефа Байдена, что он сделает, если китайцы все же проведут военную операцию по восстановлению своего контроля над Тайванем. Хозяин Белого дома иногда говорил, что будет воевать, иногда отрицал такое намерение. СМИ назвали такой курс Вашингтона стратегией двусмысленности.
И вот адмирал Папаро вроде бы выложил карты на стол. Как видно из изложения его речи в South China Morning Post, США начнут бить по китайским воинским частям сразу, как только они начнут пересекать Тайваньский пролив. Фактически это станет первой линией обороны.
Но такой курс потребует больших инвестиций в производство дешевых высоконадежных дронов. Это уже делается в ходе выполнения программы Replicator. Еще в марте заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс сказала, что Пентагон решил истратить 1 млрд долл. в нынешнем финансовом году на задания Replicator. Хикс пояснила, что эта программа должна нивелировать главное преимущество Народно-освободительной армии Китая (НОАК) – ее численность. «У нее больше людей, больше кораблей, больше ракет. Но мы противопоставим НОАК свою численность. Ее будет сложнее одолеть», – утверждает Хикс.
Ранее главы командования Тихоокеанского флота США говорили, что ответ Америки Китаю будет асимметричным. Папаро конкретизировал эту туманную формулировку. Дело в том, что командование ВМС США изучило военные маневры китайцев вокруг Тайваня. Они показали, как быстро Китай может заблокировать остров. «Это было похоже на репетицию настоящей операции. Мы наблюдали, делали заметки. Это помогло нам подготовить ответ», – предупредил адмирал.
На самом острове орган, ведающий береговой охраной, сообщил, что гражданин КНР на быстроходном катере нелегально проник в бухту Тайбэя, столицы Тайваня. Его арестовали. Оказалось, что он ранее был капитаном ВМС КНР. Глава береговой охраны Тайваня Куань Биин сказала, что было еще 18 подобных случаев. НОАК «проверяет нашу боеготовность», утверждала она.
Особенно острая обстановка сложилась у небольших архипелагов, состоящих из островов, расположенных поблизости от китайского побережья, иногда в каких-нибудь 5–7 км от него. Эти острова еще со времен гражданской войны между коммунистами и лидером партии Гоминьдан Чан Кайши контролируются Тайванем. Но удерживать контроль становится все труднее. Корабли береговой охраны КНР постоянно заходят за линию, которую охраняют тайваньцы. Напряженность растет.
К чему это может привести? Профессор Гарвардского университета Грэм Аллисон недавно с группой других американских ученых побывал в Пекине, побеседовал с председателем КНР Си Цзиньпином, китайскими чиновниками. Каков же вывод из этих бесед сделал профессор? Он ранее прославился в Америке тем, что сравнил нынешние отношения между США и Китаем с теми, что в древней Греции сложились между Афинами и Спартой. Ссылаясь на авторитет знаменитого историка Фукидида, Аллисон усмотрел параллель между прошлым и сегодняшним днем. Фукидид, как полагают, утверждал, что возвышающаяся держава угрожает вытеснить существующего гегемона. Это и привело к Пелопоннесской войне.
Аллисон утверждает, что опасность столкновения новой и старой сверхдержавы реальна. Но если лидеры их обладают умением разобраться в сути событий, отбросить неуместные амбиции своих советников, то урегулирование противоречий возможно.