Даже после объявления амнистии будущее организатора референдума о независимости Каталонии Карлеса Пучдемона остается туманным. Фото Reuters
В Испании вступает в силу закон об амнистии каталонским сепаратистам. Под него подпадают в общей сложности 370 человек, значительная часть из которых находится за пределами страны. Далеко не все из них вернутся на родину. Среди тех, кто это намерен сделать, – Карлес Пучдемон, бывший глава Каталонии, при котором в 2017 году прошел референдум о независимости региона. Это не означает, что он окажется в Испании уже на днях. Вступление в силу закона об амнистии в силу его специфики может растянуться на месяцы, а то и на годы.
Прощение каталонских сепаратистов – главная политическая новость Испании. Закон об амнистии, вступивший в силу после опубликования в официальном правительственном вестнике, был принят 30 мая. Он касается всех лиц, причастных к двум референдумам о независимости Каталонии – в 2014 и 2017 годах. Против них были возбуждены уголовные дела по различным статьям. Конгресс депутатов (нижняя палата испанского парламента) одобрил амнистию не без колебаний. О противоречивости мнений народных избранников говорит даже распределение голосов: 177 депутата поддержали законопроект, а против выступили 172. С амнистией не согласны в первую очередь правые – партия Vox и Народная партия. Народники пообещали, что обратятся в Конституционный суд. Прощение покушавшихся на территориальную целостность Испании, считают они, противоречит Основному закону страны.
Претензии правых адресованы в первую очередь премьер-министру Педро Санчесу. Законопроект об амнистии стал плодом договоренности между его Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП) и каталонскими партиями – «За Каталонию» и «Левые республиканцы Каталонии». Каталонские националисты получили амнистию для их радикальных единомышленников, а в обмен согласились поддержать коалиционное правительство левых. В результате Санчес остался на посту премьер-министра.
Предваряя вступление закона об амнистии в силу, глава правительства заявил, что «в политике, как и в жизни, прощение сильнее обиды». Он старается не акцентировать внимание на том, что прощение станет не одномоментным событием, даже если попытки оспорить амнистию не увенчаются успехом. Согласно закону, определять, кого амнистировать, а кого нет, будут суды.
Поэтому мгновенно вернуться в Испанию не сможет и Пучдемон, ныне находящийся в Бельгии. Тем не менее он уже нацелился на возвращение. Его партия «Вместе за Каталонию» неплохо выступила на региональных выборах. Хотя в Каталонии она уступила первое место социалистам, для Пучдемона это победа: он избран депутатом каталонского парламента. Им он и намерен стать, а в перспективе и вернуть себе пост президента Женералитета (главы исполнительной власти) Каталонии. Пучдемон даже отказался баллотироваться в Европарламент, несмотря на очень неплохие шансы на избрание. Проблема для этого политика заключается в том, что, согласно испанскому законодательству, приступить к обязанностям депутата можно только принеся присягу в том парламенте, в который ты избран. Следовательно, пока Пучдемон не вернулся в Каталонию, он не депутат.
Между тем в Испании против него возбуждено дело еще и в связи с организацией массовых беспорядков в аэропорту Барселоны в 2019 году. Вернуться, пока не принято судебное решение и по этому делу, Пучдемону не удастся. А ведь возможно, что правые добьются обжалования вынесенного вердикта.
Эксперты говорят о том, что возвращение сепаратистов на родину потребует длительного времени. «В течение двух месяцев должны быть прекращены индивидуальные дела, в частности связанные с растратой средств: использование государственных средств на проведение референдума подпадало именно под эту статью. Сами решения по делам судьи должны будут принять в течение месяца. Например, они должны установить, что деньги ушли именно на проведение референдума, а не на личное обогащение амнистируемых. Если установится обратное, под амнистию виновный не подпадет», – поясняет старший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Екатерина Черкасова.
Она полагает, что даже если Конституционный суд примет решение не в пользу правых, те могут потребовать проверки амнистии на предмет соответствия нормам ЕС. А апелляция к судебным инстанциям в Брюсселе – дело долгое.
«Как мы знаем, в Евросоюзе не любят торопиться, и рассмотрение жалобы может занять год или полтора года. Кстати, если закон дойдет до Конституционного суда, то счет может тоже идти на годы. Вспомним, что иск о статусе Каталонии там рассматривался несколько лет», – напоминает Черкасова.
На время, пока амнистия вступает в силу, у каталонских партий останется важнейший рычаг давления на Санчеса. Именно на их поддержке держится проправительственное парламентское большинство. Это, конечно, увеличивает шансы Пучдемона на относительно скорое возвращение в Каталонию и на участие в местной политике.
Черкасова в разговоре с «НГ» нарисовала сценарий, который, по ее словам, сейчас кажется в Испании невероятным: компромисс между Пучдемоном и Санчесом. «Социалисты отказываются от участия в выборах президента Женералитета, тем самым давая хороший шанс получить этот пост Пучдемону, но сохраняют большинство в каталонском парламенте и власть во всей Испании. Это возможно, но только для этого Пучдемон должен вернуться в страну», – говорит она.
Если же лидер сепаратистов вернется и в страну, и к власти, это поменяет в испанской политике многое. Пучдемон вовсе не отрекся от идеи добиться независимости Каталонии, а его популярность в регионе велика. Значит, не исключен вариант, при котором он попытается провести новый референдум об отделении, с совсем непредсказуемыми последствиями.