Контакты Китая и арабских государств носят регулярный характер. На фото встреча министров иностранных дел Китая и Египта в Каире, январь 2024 года. Фото Reuters
Пекин примет президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и ряд других глав арабских государств. После двусторонних встреч с председателем КНР Си Цзиньпином они посетят церемонию открытия форума сотрудничества Китая с арабскими государствами на уровне глав МИД. Си обратится к форуму с речью. По словам китайского дипломата, конференция покажет, что Пекин и арабские страны говорят одним голосом по Палестине. Но это не означает, что КНР сокращает связи с Израилем.
Как пишет South China Morning Post, на переговорах Си с арабскими лидерами важное место займет тема войны Израиля в Газе, палестинский вопрос, так же как сделка по свободной торговле между Китаем и государствами Залива. Китай использует приезд высоких гостей для того, чтобы очаровать арабский мир на фоне соперничества с США.
Помимо ас-Сиси, по протоколу государственные визиты в Китай нанесут король Бахрейна Хамад бин Иса Аль Халиф, президент Туниса Каис Саид, президент ОАЭ шейх Мухаммед бин Заид Аль Нахайян. Они также будут присутствовать на старте 10-го форума китайско-арабского сотрудничества. Замминистра иностранных дел Китая Дэн Ли сказал, что это будет демонстрацией единства арабов и китайцев.
Созданный два десятка лет назад форум служит площадкой общения между Китаем и членами Лиги арабских государств. По правилам главы МИД 23 стран встречаются каждые два года. На сей раз, как пояснил Дэн Ли, задача состоит в том, чтобы помочь завершению конфликта в Газе как можно скорее, а также реализации плана двух государств, то есть создания независимого палестинского государства.
Однако Фань Хунда, профессор Университета международных исследований в Шанхае, усомнился в том, что будет достигнут успех в воплощении плана двух государств. Да и с образованием зоны свободной торговли дело идет не гладко. Переговоры начались в 2004 году с членами Совета сотрудничества стран Персидского залива. В январе Пекин сообщил, что договоренность на 90% достигнута. Но вскоре переговоры застопорились. В чем же дело? Эр-Рияд беспокоит то, что наплыв дешевой китайской продукции нанесет удар по его амбиции – превратить королевство в мощную промышленную державу.
О предстоящем форуме пишет и Times of Israel. На нем, по сведениям газеты, будут исполнять роль председателей министр иностранных дел Китая Ван И и его коллега из Мавритании. Китай, продолжает газета, стремится стать брокером в области мирных инициатив на Ближнем Востоке. В прошлом году он помог продвижению разрядки между давними соперниками – Саудовской Аравией и Ираном. А теперь Пекин сосредотачивается на том, чтобы сыграть роль посредника между Израилем и ХАМАС.
Газета напоминает, что 7 октября прошлого года ХАМАС совершил нападение на Израиль, во время которого было убито 1,2 тыс. человек, в основном гражданских лиц, и взято в заложники 252 человека. Израиль ответил военной кампанией, чтобы разгромить ХАМАС и освободить заложников.
Однако Китай традиционно симпатизировал палестинцам и поддерживал решение о двух государствах. Неслучайно в минувшем ноябре Пекин принял у себя министров иностранных дел Палестинской автономии, Индонезии, Египта, Саудовской Аравии, Иордании. Переговоры тогда были нацелены на деэскалацию конфликта вокруг Газы.
Газета Global Times, издаваемая в Пекине, пишет, что прежде на арабо-китайских форумах стороны поддерживали друг друга, обсуждая острые международные проблемы. Арабские страны одобряли курс Китая по проблемам Тайваня, Южно-Китайского моря, положения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. А предстоящие встречи поднимут китайско-арабские отношения на новую ступень, не сомневается голос КНР для заграницы.
В беседе с «НГ» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «Китай действительно выступает большей частью на стороне Палестины. Но он обвинил ХАМАС в том, что нападение на Израиль привело к неоправданно высокому числу жертв. Форум с арабами – не что-то исключительное, Китай проводит подобные мероприятия с Африкой, Латинской Америкой, Центральной Азией. Цель прежде всего состоит в том, чтобы открыть рынки для китайской продукции, инвестиций в государства в этих регионах, заручиться их политической поддержкой. Что касается Израиля, то раньше он продавал Китаю некоторые виды вооружений. Сейчас кооперации в области военно-технического сотрудничества нет. Но взаимодействие в сфере технологий и строительных работ продолжается».