Парламент Вьетнама утвердил в должности силовика То Лама, нелюбимого западными СМИ. Фото Reuters
Новым президентом Вьетнама стал министр общественной безопасности То Лам. В должности его утвердило Национальное собрание (парламент Вьетнама). Хотя президент не является главной фигурой страны, велика вероятность того, что именно То Лам впоследствии сменит на посту генсека ЦК Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонга. По всей видимости, консерваторы, больше тяготеющие к Китаю и России, нежели к США, одержали верх в политической борьбе против тех, кто был настроен провести демократические реформы и ориентироваться на Вашингтон.
Лам после вступления в должность стал вторым по важности лицом страны после 80-летнего Чонга. Должность президента была вакантной после ухода в отставку Во Ван Тхыонга. Он потерял должность из-за «этических нарушений», нанесших вред как самому Тхыонгу, так и государству и партии. По сути, речь шла об обвинениях в коррупции.
Вся биография То Лама связана с силовыми структурами. В Министерстве общественной безопасности он, родившийся в 1957 году, работал последние 40 лет. Лам не только сам офицер и автор теоретических трудов по полицейской службе, но и сын офицера, участвовавшего в войне против американцев. Западные СМИ, в том числе британские и американские, к нему не благосклонны. Ведомство Лама и его лично обвиняли в нарушениях прав человека. Считается, что он занимается политическим сыском. Наиболее резонансный случай, который в прессе связывают с нынешним президентом: тайное задержание в Берлине бизнесмена и противника режима Чинь Суан Тханя в 2017 году. Его переправили в Ханой через Чехию. Тханя судили и год спустя приговорили к пожизненному сроку.
Сложное отношение к Ламу со стороны Запада увеличивает вероятность того, что при новом президенте отношения Ханоя и Москвы станут крепче. К тому же не исключено, что уже к 2026 году он пойдет на повышение и станет генсеком. К этому времени истекут полномочия как нынешнего президента, так и Чонга, который, возможно, дальше исполнять обязанности не сможет в силу возраста. Экспертами называется и другой претендент на должность генсека – премьер-министр страны Фам Минь Чинь.
Вместе с тем экономически страна тесно связана с США. Сейчас Вьетнам бурно развивается. Страна со 100-миллионным населением, большими запасами полезных ископаемых и развитой промышленностью привлекает инвесторов. Вьетнам имеет крупный торговый профицит с США. Американцы покупают у вьетнамцев куда больше, чем продают. Это ставит Ханой в зависимое положение от внешней торговли. Стране приходится балансировать: с одной стороны, для роста ВВП необходима либерализация экономики, с другой – здесь сохраняется социалистическая идеология и влиятельная Компартия. Все это разделяет политический истеблишмент Вьетнама. Одни выступают за демократические реформы и расширение связей с Западом и США. Другие, в частности члены силового блока, хотят, чтобы страна шла своим путем и не теряла таких союзников, как Китай и Россия. «Обе группировки, по сути, являются провьетнамскими, просто видят развитие страны по-разному. В последнее время поведение правительства было не совсем понятным и позиции реформистов были сильнее. Видимо, эта тенденция поменялась. Тем лучше для России», – указывает руководитель отдела Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков.
В разговоре с «НГ» он отметил, что практически вся интеллигенция Вьетнама выступает за дальнейшее сближение с Западом. На ее представителей немалое влияние оказывает диаспора, те, кто уехал из страны по окончании гражданской войны, спасаясь от коммунистических властей.
«К реформаторам может быть отнесен и предшественник Лама, ушедший в отставку. Важно иметь в виду, что у противников ухудшения отношений с США есть веский аргумент, который в стране принимается многими: Вьетнам слишком зависим от внешней торговли, чтобы позволить себе оказаться под санкциями. Последнее время в стране все чаще звучали слова о необходимости политической трансформации общества, а не только экономических перемен по китайскому образцу. Но приход к власти Лама, а вслед за ним, вероятно, и других силовиков, скорее всего поставит на таких стремлениях крест», – полагает эксперт.