Министр финансов Турции Мехмет Шимшек требует усилить дисциплину в сфере госрасходов. Фото Reuters
Правительство Турции объявило о мерах по сокращению государственных расходов. Высокий уровень дисциплины в этой сфере, подчеркнул глава Минфина Мехмет Шимшек, поможет побороть инфляцию и рост цен. Таким образом его ведомство хочет справиться с кризисной симптоматикой в экономике. Как замечают оппозиционные Анкаре организации, под частичную оптимизацию, вероятнее всего, попадут многочисленные фонды, за счет которых турецкое руководство пытается укрепить свое влияние за рубежом.
Комплекс мер по сокращению госрасходов Шимшек анонсировал на совместной пресс-конференции с вице-президентом Турции Джевдетом Йылмазом. «Мы на три года прекращаем покупку и лизинг новых автомобилей в госсекторе, за исключением обязательных потребностей в таких областях, как скорая помощь, оборона и безопасность», – сообщил глава Минфина.
Для госслужащих также вводятся ограничения на зарубежные командировки. Практика организации фуршетов, деловых обедов и других представительских мероприятий также замораживается на три года. Исключение будет сделано только для международных встреч и национальных праздников.
«Это не первый пакет мер экономии и не последний. Мы пересмотрим все сферы расходов на 2024 год», – пообещал Шимшек. По его словам, программа экономии госбюджета направлена на «устранение высокой стоимости жизни и снижение инфляции до однозначных цифр». «Благодаря финансовой дисциплине мы будем выделять больше ресурсов на борьбу со стихийными бедствиями, зеленую и цифровую трансформацию», – подчеркнул Шимшек.
Впрочем, турецкая оппозиция сочла ограничения неубедительным шагом. Глава Республиканской народной партии (РНП) Озгюр Озель заявил, что представленный Минфином план является «замаскированной программой» Международного валютного фонда, которая приведет только к новым проблемам у уязвимых групп населения.
Тем не менее турецкие экономические издания допускают, что благодаря анонсированным мерам ежегодно можно дополнительно направлять в казну свыше 9,3 млрд долл.
В этом месяце глава Центробанка Турции Фатих Карахан отмечал, что экономическая команда правительства намерена «придерживаться жесткой кредитно-денежной политики» до тех пор, пока инфляция «не снизится до уровня, соответствующего общим целям». К концу года ее показатель ожидается на уровне 38%, что выше прогнозов. «Прогнозы на 2025 и 2026 годы остались неизменными – 14 и 9% соответственно. В среднесрочной перспективе мы ставим целью снизить инфляцию до 5%», – пояснял Карахан.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил в обращении к нации после заседания кабинета министров в Анкаре: «Несмотря на войны и кризисы в нашем регионе, мы решительно реализуем нашу экономическую программу. В феврале уровень безработицы составил 8,7%. Однако мы видим, что на нашем рынке труда существует дисбаланс. Мы предпринимаем необходимые шаги для устранения проблем, связанных с прожиточным минимумом и заработной платой. Мы стремимся снизить инфляцию до однозначных цифр. Годовая инфляция начнет снижаться в летние месяцы».
Исследовательские центры предполагали, что кризисные явления в турецкой экономике могут частично сгладить такие факторы, как прошлогоднее переизбрание Эрдогана и политика нового правительства, однако быстрого чуда не произошло.
Стокгольмская организация Nordic Research Monitoring Network (NRMN), которая находится в оппозиции Анкаре, обращает внимание на один из аспектов объявленных Шимшеком мер – проверка зарубежных офисов, которые находятся на балансе ряда крупных структур и фондов. По оценкам NRMN, эта инициатива повлечет за собой сокращение работы некоторых миссий и, возможно, отказ от обслуживания неактивных представительств.
Критики Эрдогана ссылаются на внутренние отчеты правительства, которые фиксируют, что ряд зарубежных структур Турции фактически дублируют полномочия друг друга, что ставит вопрос об оптимизации их деятельности. По предположениям NRMN, серьезные ограничения в рамках плана Минфина могут ожидать турецкий образовательный фонд «Маариф», созданный функционерами президентской Партии справедливости и развития за месяц до попытки путча 2016 года, Управление по делам соотечественников за границей и родственных общин Турции (YTB), а также Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TİKA). На то, что финансирование этих структур нуждается в переоценке, указывали независимые мониторинговые организации. Платформа «Сводки об операциях глобального влияния» (GIOR) отмечала, что бюджет фонда «Маариф» с 2017 по 2022 год разросся на 752%.
Другой вопрос, что эти гуманитарные и образовательные структуры, действующие за рубежом, являются инструментом мягкой силы Анкары. К примеру, «Маариф», который официально предназначен для обмена опытом в сфере образования и воспитания «дружественной Турции молодежи», оппозиция в изгнании называла «троянским конем Эрдогана». Управляя рисками в экономики, турецким властям придется выбирать между внутренней стабильностью и укреплением влияния за рубежом.