Председателю КНР Си Цзиньпину и президенту Франции Эмманюэлю Макрону предстоят нелегкие переговоры. Фото Reuters
Впервые за пять лет председатель КНР Си Цзиньпин приехал в Европу. Его маршрут выстроен так, будто призван подчеркнуть: Пекин не прочь вбить клин между Вашингтоном и его европейскими союзниками. Помимо Франции, чей президент является сторонником усиления роли своей страны в Европе, председатель Си посетит главного «смутьяна» Евросоюза Венгрию и не входящую в ЕС Сербию, где сильны пророссийские настроения. Вряд ли миссия главы КНР увенчается успехом, но новый внешнеполитический вектор Пекина она обозначит.
Турне Си Цзиньпина, начавшееся 5 мая, продлится до 10 мая. Первой и главной его точкой стал не Брюссель, как обычно принято у глав государств, собирающихся посещать нескольких членов ЕС, а Париж. Здесь китайский лидер собирается пробыть несколько дней. Формально это объясняется датой – 60-летием установления дипломатических отношений между Францией и КНР. Кроме того, визит Си Цзиньпина, можно сказать, ответный. Год назад, 3 апреля, Макрон побывал в Пекине и пригласил китайского лидера приехать во Францию. Тогда французскому президенту был устроен пышный прием. Председатель Си явно старался продемонстрировать, что рассматривает Макрона как лидера страны, стремящейся не идти в фарватере политики Вашингтона, по крайней мере на китайском направлении.
Нынешнему визиту китайского лидера в Париж предшествовали два важных события. Во-первых, как ЕС, так и США стали вводить санкции против китайских компаний за сотрудничество с Россией. Во-вторых, Макрон опять заговорил о необходимости более не зависимой от Вашингтона политики Евросоюза. В частности, об этом он заявил в своей речи в Сорбоннском университете. Трудно сказать, чем руководствовался Макрон в большей мере, необходимостью подать «сигнал» Си или желанием увеличить популярность своих сторонников в преддверии июньских выборов в Европарламент, перехватив повестку у крайне правых. Но в любом случае заявление получилось знаковое.
Макрон тем не менее четко дал понять, что роль бунтаря против линии ЕС он готов играть только до известного предела. На его встречу с Си была приглашена председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Она уже перед началом переговоров обозначила в комментарии журналистам то, что ЕС ждет от Си. Китайский лидер должен использовать свое влияние на Россию, чтобы «положить конец» боевым действиям. Кроме того, в центре обсуждения, по словам фон дер Ляйен, должны стать вопросы импорта и экспорта, в том числе допуск на китайский рынок, обычно неохотно открываемый для иностранных компаний, европейских производителей.
У Си, в свою очередь, есть собственные вопросы к ЕС, касающиеся в первую очередь беспрепятственного допуска туда китайских технологий и компаний. Пекину очень не нравится усиливающееся в Европе давление на бизнес из КНР, а также настойчивые разговоры о необходимости «технологического суверенитета» Евросоюза. О том, что ЕС должен «уменьшить зависимость» от Китая в области экономики и промышленности, прямым текстом писал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в своей недавней статье «Три направления работы, чтобы лучше защищать Европу».
«Задача у Си достаточно сложная. Добиться уступок со стороны ЕС и Франции будет непросто, особенно учитывая то, что к процессу подключена фон дер Ляйен. Подвижки выглядят более вероятными в экономической сфере, поскольку здесь есть заинтересованность обеих сторон», – отмечает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
В разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что в Европе не довольны субсидированием Пекином производства электромобилей и солнечных батарей, что создает условия неравной конкуренции.
«Обращают внимание европейцы и на несоблюдение социальных и экологических стандартов. Правда, непонятно, почему китайцы обязаны жить по их правилам. Китайцы же недовольны шпиономанией Запада и фильтрацией китайских активов. Прийти к уступкам будет непросто, невзирая на последние заявления Макрона», – сказал он.
Эксперт выразил мнение, что главная цель переговоров Си и французского президента заключается в том, чтобы услышать друг друга и принять к сведению имеющиеся озабоченности. Прорывных решений ждать не следует.
«При этом в Китае, конечно, видят, что большинство других стран ЕС не разделяют внешнеполитический подход Макрона. В Германии, как и в Восточной Европе и Прибалтике, убеждены в том, что защитить Европу смогут лишь НАТО и США. Конечно, Макрон попытается убедить Китай не поддерживать РФ в конфликте на Украине. Но здесь французский президент тоже вряд ли добьется успехов», – считает Федоров.