Результаты выборов в местные органы власти будут окончательно подсчитаны максимум к понедельнику. Фото Reuters
В Великобритании правящая Консервативная партия получила тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что она очень скоро может потерять власть. Лейбористы, по предварительным данным, одержали победу на выборах в местные органы власти. Что не менее важно: они выиграли борьбу за место в парламенте от округа Южный Блэкпул. В этих условиях победа лейбористов, ведомых Киром Стармером, на парламентских выборах (они пройдут не позднее января 2025 года) становится все более вероятным сценарием. Открытым вопросом остается лишь то, получит ли эта партия абсолютное большинство или относительная непопулярность ее лидера все-таки даст шанс консерваторам не допустить формирования однопартийного правительства.
Выборы проходили в самом сердце Великобритании: в Англии и Уэльсе. На кону судьба примерно 2,6 тыс. мест в местных, региональных и муниципальных советах. Выбирали, в частности, мэров 10 городов, в том числе Лондона. В столице также переизбиралась 25-местная Лондонская ассамблея – совещательный орган при мэре столицы. Учитывая масштаб выборов, их подсчет растянется: официальные результаты ожидаются максимум в понедельник.
Но некоторые предварительные данные стали известны уже в пятницу. По ним выходит, что консерваторы проиграли. Самый значимый трофей их противников – в графстве Ланкашир. Оппозиция его величества вернула себе народное доверие в округе Южный Блэкпул. 58,9% голосов получил лейборист Крис Уэбб, не сумевший пробиться в парламент в 2019 году от округа Северный Блэкпул и Кливлис. Его оппонент Дэвид Джонс из Консервативной партии получил всего 17,5% голосов избирателей. Поражение значимое, при том что сам факт довыборов в Южном Блэкпуле – это пятно на репутации тори. Выяснилось, что избравшийся в 2019 году в Палату общин от Южного Блэкпула консерватор Скотт Бэнтон, по сути, торгует влиянием: он предлагал журналистам, в рамках расследования выдававшим себя за инвесторов, за деньги осуществлять лоббистскую деятельность. Коллеги отстранили его от исполнения обязанностей в парламенте на 35 дней. Формально этим все могло закончиться. Но Бэнтон предпочел уйти в отставку.
На довыборах в Южном Блэкпуле едва не произошла сенсация: кандидат от партии «Реформируем Соединенное Королевство» («Reform UK») Марк Бутчер был в шаге от того, чтобы занять второе место. Его поддержали 16,9% избирателей. Эта партия была основана в 2018 году, объединив сторонников скорейшего и безусловного выхода из Евросоюза. Когда брекзит состоялся, она критиковала правительство за недостаточно решительные меры по разрыву связей с ЕС. Партия Reform UK, по сути, ориентируется на тот же электорат, что и консерваторы. Теперь она стремительно набирает популярность.
По данным опросов YouGov, еще в ноябре за Reform UK готовы были отдать голоса лишь 10% британцев. А сейчас таких желающих уже 15%. А ведь в начале 2020 года поддержать эту политическую силу были готовы лишь 2% избирателей. Что же касается поддержки Консервативной партии, то она опустилась до 18%. За лейбористов готовы голосовать 45% британцев.
Некоторые СМИ уже открыто пишут о том, что итогом будущих парламентских выборов, которые пройдут не позже конца января следующего года, станет премьерство бывшего генерального прокурора Кира Стармера. Его никак нельзя назвать лично популярным и тем более харизматичным политиком. Изменить это мнение о себе, делая резкие, подхватываемые прессой высказывания и выступая с громкими инициативами (так поступал, например, Борис Джонсон и иногда поступает сейчас Риши Сунак), Стармер не хочет или не может. Он, напротив, старается не выглядеть популистом. Эту тактику, нередко критикуемую в СМИ, как теперь ясно, нельзя назвать однозначно неправильной. Популярности Стармер не набирает, но контраст с консерваторами получается разительный. Тори настолько погрязли в скандалах, вызванных в том числе неуемной активностью своих лидеров, что лейбористам, как показали нынешние выборы, достаточно придерживаться прагматичного подхода на пути к победе. Видимо, поэтому умеренный прагматик Стармер и был выбран лидером партии.
По данным опросов, он имеет отрицательный рейтинг одобрения примерно 8%. Это не очень хорошо для политика, не находящегося у власти. Но надо учитывать, что у действующего премьера-консерватора Риши Сунака ситуация намного хуже. Его деятельность одобряют 20% респондентов, а недовольны ею 55%. В целом на местных выборах Стармер подвел партию лишь однажды. AP отмечает, что в районе Олдхэма в графстве Большой Манчестер лейбористы выступили не совсем удачно из-за того, что здесь среди избирателей довольно много мусульман – выходцев из Пакистана и Индии. Они в основной своей массе поддерживают Палестину, а Стармер – убежденный сторонник Израиля в его конфликте с ХАМАС.
Результаты оппозиции на местных выборах, по данным на пятницу, хорошие. Новые места приобретают не только лейбористы, но и либеральные демократы и зеленые за счет неудач тори. В отдельных округах, особенно тех, где голосовали за брекзит, консерваторы одерживают победы. Партия власти даже взяла под контроль округ Рушмор, в котором не побеждала ранее, подчеркивает AP. Но в целом очевидно, что позиции тори теряют. Голоса продолжают подсчитывать. В субботу, как ожидается, выступит премьер-министр Сунак с комментарием об итогах голосования.
На фоне последних электоральных провалов дело дошло до слухов о том, что лидер партии тори может быть сменен. В случае дальнейших поражений в теории это было бы возможно. Но совершенно непонятно, кто бы Сунака заменил. Ведь на летних выборах 2022 года стало ясно, что сильных кандидатов, готовых взять правление в свои руки, в партии нет.