Ввод в эксплуатацию обновленной версии TR3 сталкивается с техническими и экономическими трудностями. Фото с сайта www.af.mil
Боеготовность передовых американских истребителей F-35 не достигает приемлемого уровня. Это признал министр ВВС США Фрэнк Кендалл, комментируя сохраняющиеся сложности с модернизацией самолетов пятого поколения. Число машин, которые находятся в состоянии оперативной готовности, едва превышает половину от типового парка, имеющегося у Пентагона. Ввод в эксплуатацию обновленной версии этого истребителя – Technology Refresh 3 (TR3) – также сталкивается с вызовами: ее начинка слишком далека от технического совершенства. Все это подрывает политику оборонного экспорта.
О том, что F-35 демонстрирует слабые показатели боеготовности, Кендалл констатировал на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса. Отвечая на вопрос одного из законодателей, министр заметил, что только 55% таких истребителей пятого поколения находятся в состоянии оперативной готовности. «Не думаю, что это хороший показатель», – резюмировал он. Впрочем, Кендалл не стал фиксировать полный провал программы F-35, отметив, что нельзя мыслить такими категориями.
Тем не менее аудиторы открыто говорят, что весь проект F-35 уже давно не оправдывает возложенных на него ожиданий. В середине апреля Счетная палата США (GAO) опубликовала доклад, который подтвердил прошлогодние выводы: самолеты пятого поколения не достигают целей по производительности. Полностью поставленные боевые задачи способны выполнять менее 30% машин F-35, отмечают специалисты GAO. При этом стоимость полного жизненного цикла самолетов растет и в 2024 году превысит сумму в 2 трлн долл. Расходы на содержание F-35 выросли в США примерно с 1,1 трлн долл. в 2018 году до примерно 1,58 трлн долл. в 2023-м.
По официальным данным, сейчас Пентагон располагает около 650 F-35 и планирует закупить в общей сложности до 2,5 тыс. самолетов к середине 2040-х годов.
В прошлогоднем отчете GAO говорится, что поставленные на вооружение ВС США машины F-35 способны работать только 55% от всего времени своей службы. Для сравнения: целевые показатели Пентагона начинаются от уровня в 85% срока. Причиной столь скромной производительности являются перебои в процессе технического обслуживания и, по-видимому, сохраняющиеся проблемы с программным обеспечением (ПО).
Ожидалось, что производитель Lockheed Martin запустит обновленную версию самолета – TR3. Однако выпуск апдейта, сертификации которого ожидали летом 2023 года, откладывается. Пока что компания говорит о начале поставок TR3 американским ВВС в третьем квартале этого года, но полной уверенности уже ни у кого нет. Проект обновленной версии F-35 оказался слишком проблемным в плане ПО. Помимо него, список критических уязвимостей, найденных в новых моделях F-35, достигает 10 пунктов.
Выступая 16 апреля с показаниями перед Палатой представителей, исполнительный директор программы F-35 генерал-лейтенант Майкл Шмидт заявил, что ввод в строй TR-3 «занял слишком много времени» и что если новая версия истребителей пятого поколения все-таки будет передана американской армии в этом году, то это будет «усеченный вариант». При этом Шмидт отказался уточнить, сколько F-35 сейчас находится на хранении, мотивируя это ценностью информации для стратегических оппонентов.
Министр ВВС Фрэнк Кендалл признал, что боеготовность F-35 не достигает приемлемого уровня. Фото с сайта www.dvidshub.net |
«Любой гаджет, прикрепленный к вооружению, должен быть где-то произведен, и поэтому появляется новый субподрядчик для всего проекта, – пишет независимая американская организация Проект по государственному надзору, мониторящая расходы исполнительной власти. – Расширение этих субподрядов на территорию страны гарантирует определенную поддержку в Конгрессе. Чем больше избирательных округов будет участвовать в процессе, тем больше законодателей будет иметь личную политическую заинтересованность в продолжении программы. Проект F-35 доводит эту практику, иногда называемую политической инженерией, до крайности».
Согласно представленным Lockheed Martin данным, производители деталей для истребителя F-35 базируются более чем в 40 штатах. «Нетрудно понять, почему командование ВВС США смотрит на пилотируемые самолеты как на решение проблемы превосходства в небе. Вся их профессиональная карьера основана на концепции, что «воздушная мощь» представляет собой средство достижения военных целей. Эксплуатация ярких и дорогих самолетов для решения проблем является отличительной чертой всей их корпоративной культуры», – резюмируют в Проекте по государственному надзору.
Тем не менее программа F-35, которая уже стала самым дорогим из всех когда-либо реализованных военных авиапроектов, продолжает концептуально влиять на американскую стратегию оборонного экспорта. Так, поставка партии F-35 была, по слухам, одним из предложенных Объединенным Арабским Эмиратам стимулов, чтобы те согласились в 2020 году на официальное признание Израиля. Доступ к программе F-35 также должен был, согласно планам Белого дома, стать средством давления на Турцию, чтобы та прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией.
Публикации в турецких государственных изданиях, где делается акцент на необходимости отказаться от F-35, не оставляют сомнений, что эта политика стимулов терпит видимый крах.
Если выпуск новой версии F-35 будет отложен по техническим причинам еще на некоторое время, то, вероятно, первыми последствия почувствуют на себе Дания и Бельгия, которые ожидали, что выход TR-3 ускорит исполнение их запроса на замену устаревших истребителей F-16.