За прошедшие три месяца границы ЕС нелегально пересекли 46 тысяч человек – в основном, по Средиземному морю. Фото Reuters
В Европарламенте в нынешнюю пленарную сессию (10–11 апреля), как ожидается, будет дан старт миграционной реформе ЕС. Ее составная часть – новый общеевропейский закон о миграции, который ужесточает правила получения убежища в Евросоюзе. Сторонники реформы аргументируют необходимость жестких мер не только потребностью защиты границ и принятия именно тех мигрантов, которые нуждаются в защите, но и предвыборными соображениями. Ультраправые, выступающие за ужесточение борьбы с нелегальной миграцией, могут хорошо выступить на июньских выборах в Европарламент.
Не препятствовать реформе и принять закон поскорее евродепутатов убеждала лично еврокомиссар по внутренним делам Ильва Йохансон. Социал-демократ из Швеции считает, что миграция Европе жизненно необходима, но она должна быть легальной. ЕС нужен 1 млн легальных мигрантов ежегодно хотя бы для восполнения демографических потерь. Эти шокировавшие многих европейских политиков цифры Йохансон приводила еще во время визита в Афины в январе. Разработка законопроекта – в значительной мере ее заслуга. Йохансон согласна с правыми политиками в том, что у ультраправых радикалов необходимо выбивать почву из-под ног. С этим согласны и в Еврокомиссии.
Предварительно основные фракции Европарламента дали добро на принятие реформы. Разногласия, конечно, есть, но они не принципиальны. В случае принятия закона Италия и Греция получат дополнительные средства для борьбы с потоком нелегалов. Ведь большинство незаконных мигрантов попадают в ЕС через Средиземное море. Часть нелегалов может быть распределена по странам Евросоюза. Возможна даже их отправка за пределы ЕС, в какую-нибудь безопасную страну, но только на время рассмотрения их просьбы об убежище. Это должна быть страна, с которой у потенциального получателя статуса беженца есть какие-либо связи. Также планируется создать единую базу, в которую будут включены просители убежища. Это нужно за тем, чтобы они не могли подать заявки сразу в несколько стран. Сами заявки будут рассматриваться быстрее. В случае если претендент на получение убежища точно не сможет на него претендовать, в отношении него будет задействована процедура ускоренной депортации. Предварительные соглашения о сдерживании миграции ЕС заключил с Тунисом и Египтом (см. «НГ» от 18.03.24). Не исключено, что нелегалов, депортируемых по ускоренной процедуре, могут отправлять именно туда.
В случае успешного принятия закон вступит в силу в 2026 году. После рассмотрения в Европарламенте его должны утвердить в Совете ЕС. Вероятно, предварительные договоренности об этом между правительствами стран – членов ЕС и Еврокомиссией уже имеются. Левые же вместе с правозащитными организациями уверены, что принятие подобного закона стоит за гранью принципов, на которых основан Евросоюз и нарушает права человека. Свою лепту в то, чтобы миграционная реформа осталась на бумаге, они могут внести даже в случае успешного принятия законопроекта о миграции.
«Многие неправительственные организации оказывают поддержку нелегальным мигрантам, в том числе юридическую. Во многом именно поэтому все прежние попытки организовать массовую высылку нелегалов проваливались», – сказал доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
Он отметил в разговоре с «НГ», что многое будет зависеть и от национального законодательства стран – членов ЕС, где будут находиться мигранты. Выслать нелегалов в третьи страны юридически непросто. «Но все равно этим придется заниматься. Другого выбора не остается и это в ЕС понимают. Контролировать все границы Брюссель не может: это тяжело финансово и логистически. К тому же если пытаться перекрыть средиземноморскую границу, то можно опять столкнуться с сопротивлением греков, как это было в 2015–2016 годах. Предложения пограничной службы ЕС Frontex помочь в Греции восприняли тогда как посягательство на суверенитет», – напоминает эксперт.