Если премьер-министр Риши Сунак не проведет работу над ошибками, через полгода он может потерять и пост главы правительства, и место в Палате общин. Фото Reuters
Если британским консерваторам не удастся переломить ситуацию, на выборах в парламент, которые предстоят во второй половине года, они могут получить меньше 100 мест – исторический антирекорд для партии. Об этом свидетельствует опрос социологической компании Survation. Места в Палате общин рискует лишиться нынешний премьер-министр Риши Сунак, отмечают британские СМИ. В пользу тори, однако, могут сыграть многочисленные проблемы у их конкурентов – лейбористов. Оппозицию раздирают противоречия по разным вопросам, в том числе касающимся внешней политики.
Выборка опроса Survation репрезентативна: в марте социологи опросили 15 тыс. человек. Согласно полученным данным, на выборах, которые пройдут не позже января 2025 года, лейбористы могут рассчитывать примерно на 45% голосов, или 468 мест в Палате общин. Консервативная партия, в свою очередь, получит лишь 15% и 98 мест. Сейчас у тори 258 мест, а у лейбористов – 201. Выяснилось также, что консерваторы не возьмут ни одного места в Шотландии и Уэльсе. Туманно и будущее Сунака. Стопроцентной гарантии, что он потеряет свое место по итогам выборов, нет, однако в своем избирательном округе Ричмонд он имеет минимальное преимущество – лишь 2,5%. Это создает определенные риски.
В целом практически все опросы последних месяцев свидетельствуют, что в случае если бы выборы прошли сегодня, победу на них одержали бы лейбористы. Под вопросом остается лишь то, сумеют ли они получить большинство голосов. Чем более нов опрос, тем лучше оказывается результат лейбористов. Властью тори британцы недовольны. Падение рейтингов правящей партии стало стремительным после скандалов, связанных с Борисом Джонсоном. Популярность Консервативной партии особенно снизилась после прихода к власти Элизабет Трасс, позорно продержавшейся у руля меньше двух месяцев. Как показывают опросы, не сильно помог изменить этот тренд даже приход в правительство в качестве главы МИД Дэвида Кэмерона, который в бытность премьер-министром (2010–2016) пользовался значительной поддержкой в обществе.
В мае на местных выборах по тори скорее всего будет нанесен еще один чувствительный удар: мэр Лондона Садик Хан, являющийся лейбористом, имеет хорошие шансы на переизбрание. Он станет главой столицы в третий раз, в том числе благодаря развитию проектов по строительству социального жилья (см. «НГ» от 18.03.24), подтвердив свою репутацию политика, выполняющего свои обещания.
А вот тори исполнить свои обещания непросто. Они используют спорные методы борьбы с нелегальной миграцией, пытаясь отправить непрошеных гостей в африканскую Руанду, но купировать эту проблему, очень беспокоящую британцев вообще и избирателей партии особенно, не получается. Газета The Guardian пишет, что за первые три месяца этого года Ла-Манш пересекло рекордное число нелегалов: 5 тыс. человек. В 2022 году за тот же период через пролив в Великобританию попало 4,5 тыс. человек, и это число тоже считалось рекордным. Не помогает даже сотрудничество с французами, которые за плату со стороны британского правительства патрулируют берег и препятствуют пересечению проливов.
Консерваторам не удается успешно решать и социальные вопросы. Реформирование Национальной системы здравоохранения (NHS), а также борьба с инфляцией, рост стоимости электроэнергии и услуг ЖКХ идет вовсе не так, как, если верить опросам, хотят британцы.
Вместе с тем есть шанс, что лейбористы не воспользуются неудачами тори в полной мере. Их активность в медийном поле сравнительно невелика. Следствием (или причиной?) этого является отсутствие в партии действительно харизматичных лидеров, популярных в масштабах всей страны. Достоянием общественности чаще становятся споры лейбористов друг с другом (в первую очередь между левым крылом, олицетворяемым Джереми Корбином и центристами, к которым относится глава Лейбористской партии Кир Стармер), нежели конструктивные предложения, касающиеся решения стоящих перед страной проблем. Оппонентов тори раскалывает и внешнеполитическая тематика. Наиболее чувствительным для лейбористов в последнее время стал вопрос отношения к конфликту в секторе Газа. За два месяца из партии вышли более 23 тыс. человек из-за несогласия с линией Стармера. Партийное руководство поддерживает Израиль, а многие рядовые сторонники партии – палестинцев.
Ровный, хотя и максимально предсказуемый курс (а он стал очевиден почти сразу после избрания Стармера главой партии) лейбористов может оправдать себя, если другие политические силы не проявят себя ярко. А это вполне возможно.
Немалую часть голосов у тори могут отобрать реформисты – то есть партия «Реформировать Соединенное Королевство», основанная в 2019 году и выступающая в поддержку жесткого брекзита. Ее готовы поддержать 8,5% респондентов. Правда, непонятно, как они поведут себя на реальных выборах. Избиратели реформистов по своим взглядам близки к консерваторам, а не к лейбористам. Если станет выбор между Сунаком и Стармером, потребуются очень веские основания, чтобы они стали подыгрывать последнему.
Любопытно, что, согласно опросу, кризис в правящей партии не сильно улучшает положение либеральных демократов. Они могут рассчитывать лишь на 10,5% голосов, и их рейтинг практически не растет. А ведь либеральные демократы последние годы – это третья по популярности общенациональная политическая сила. Самой сильной региональной партией все еще остается ШНП (Шотландская национальная партия). Правда, и она, как тори, пребывает в кризисе. ШНП сделала ставку на достижение независимости, ставка оказалась неудачной. В конечном счете именно это привело к уходу многолетнего лидера ШНП Николы Стерджен. Альтернативной же повестки партия пока не сформулировала. Возможно, теперь шотландские националисты будут эксплуатировать тему ухода от власти консерваторов. Тем самым они усилят лейбористов, чье отношение к идее проведения нового референдума о независимости Шотландии не такое негативное, как у тори.