В Китае премьер Баварии проводил время в обществе панд. Фото со страницы Маркуса Зёдера в социальной сети X (Twitter)
Баварский премьер-министр и один из лидеров оппозиционного блока ХДС/ХСС Маркус Зёдер совершил поездку в Китай. Он стал первым немецким политиком, посетившим КНР после окончания пандемии COVID-19. Зёдер осмотрел Великую Китайскую стену, понаблюдал за поведением панд, получил титул почетного доктора одного из китайских университетов. Но главное – провел переговоры с премьером Госсовета КНР Ли Цяном.
Немецкая пресса крайне скудно и в основном критически освещала визит Зёдера. По сути дела, это был ответный визит баварской делегации на посещение Мюнхена летом прошлого года посланников Китая во главе с Ли Цяном. В центре внимания переговоров, пишет немецкая газета FAZ, стояли вопросы двусторонней торговли: КНР является важнейшим торговым партнером Германии, и многие баварские компании, прежде всего Siemens и BMW, работают на территории Поднебесной.
Уже в первый день визита Зёдер подписал договор о партнерских отношениях Баварии с китайской провинцией Сычуань. Он направлен на активизацию экономического, технологического и культурного сотрудничества. Также Зёдер ожидает приезда китайских туристов в Мюнхен, в том числе на знаменитую пивную ярмарку Октоберфест.
Сам баварский премьер, если верить берлинской газете Tagesspiegel, посчитал свой визит «полным успехом». Зёдер послал сигнал Китаю, что вопреки всем трудностям Пекин остается для Баварии важнейшим партнером, подчеркивает мюнхенская Merkur.
Однако иначе рассматривают этот визит в рядах правящей сейчас в Берлине «семафорной» коалиции. Глава внешнеполитического комитета Бундестага социал-демократ Михаэль Рот даже назвал вояж баварского премьера «манией величия в духе баварского короля Людвига Второго». Он был известен эксцентричным поведением и в Германии заслужил прозвище «Сказочный король» из-за патологической любви к строительству замков.
Как отмечает программа Tageschau Первого канала немецкого телевидения ARD, правительство Германии критикует Пекин за ограничение в допуске немецких фирм на китайский рынок. Как и за дискриминационную политику, которую Пекин, по мнению немецкого МИД, проводит в провинциях в отношении тамошних уйгуров и тибетцев. Не нравится внешнеполитическому ведомству ФРГ и проводимая Пекином политика в отношении Гонконга.
Рот по праву считается «ястребом» в немецкой внешней политике и недавно даже признал наличие давления со стороны левого крыла Социал-демократической партии Германии (СДПГ), в связи с чем решил больше не баллотироваться в Бундестаг. Но суть возникшей проблемы сводится к тому, что Зёдер пытается проводить, в отличие от федерального министра иностранных дел Анналены Бербок, не «политику морали», а реальную политику.
Напомним, что в сентябре прошлого года присвоение главой немецкого МИД председателю КНР Си Цзиньпину прозвища «диктатор» вызвало резкую критику в Пекине. А как раз накануне поездки Зёдера Бербок подвергла жесткой критике «экспансионистскую», по ее мнению, политику Китая в Юго-Восточной Азии. Такие «ножницы» во внешней политике, конечно, не устраивают ни немецкий МИД, ни партнеров «Зеленых» (а Бербок – «зеленый» министр) по правящей коалиции.
Но примечательно в данном случае другое. Очевидно, что на следующих федеральных выборах в 2025 году победу одержит консервативный блок ХДС/ХСС, который стабильно удерживает за собой 30-процентный рейтинг. При складывающихся обстоятельствах ему не удастся сформировать однопартийное правительство, а выбор будет невелик: между «Зелеными» и СДПГ.
С учетом глубоких противоречий из-за проводимой «Зелеными» экономической политики и возникших разногласий во внешней политике скорее всего ХДС/ХСС вернется к опыту «большой коалиции» с социал-демократами. В случае возврата в этом случае Германии к проведению «реальной внешней политики» от этого могут выиграть многие ее внешнеполитические партнеры, и не в последнюю очередь Россия. Да и самой Германии именно реальная внешняя политика позволит играть более активную роль как в общемировых, так и в европейских делах.