Польские фермеры все так же блокируют трассы, стараясь не пропустить зерно с востока. Фото Reuters
Польские фермеры заблокировали в воскресенье, 24 марта, два пункта пропуска на границе с Украиной, не давая таким образом стране-соседке поставлять в ЕС свои сельскохозяйственные товары. Усиливающий позиции евроскептиков конфликт из-за экспорта украинского зерна продолжается. Отчасти снизить его тяжесть, перенаправив гнев польских аграриев на Россию, пытаются в Брюсселе и Киеве. Еврокомиссия предложила повысить тарифы на импорт из РФ и Белоруссии зерновых и масличных культур, а также продуктов их переработки. Рассмотреть это предложение министры сельского хозяйства и рыболовства стран ЕС должны на своей встрече 26 марта.
Если идею еврокомиссаров поддержат, тарифы на отдельную продукцию российского и белорусского агроэкспорта вырастут до 95 евро за тонну. Этого, как считают в Брюсселе, будет достаточно, чтобы сделать зерновые из РФ и Белоруссии неконкурентоспособным товаром в ЕС. На сайте Еврокомиссии поясняется, что ее предложение преследует несколько целей. Во-первых, предотвратить дестабилизацию рынка ЕС в случае, если РФ решит использовать «экспорт продовольствия в качестве геополитического инструмента». Во-вторых, повышенные тарифы позволят «бороться с российским экспортом незаконно присвоенного зерна, произведенного на территории» Украины. В-третьих, РФ лишится доходов, которые она могла бы направить на финансирование боевых действий. То есть повышение тарифов будет еще и формой санкций.
В Брюсселе не скрывают, что потери РФ в результате будут не сильно велики: в сообщении Еврокомиссии говорится, что российская продукция, подпадающая под повышение тарифов, экспортировалась в ЕС в прошлом году на сравнительно скромную сумму 1,3 млрд евро. Причем The Financial Times утверждает, что это рекордный показатель. В 2023 году в ЕС из России было ввезено 4 млн тонн зерна, масличных культур и их производных. Если судить по статистике Еврокомиссии, даже этот рекорд для местного рынка – капля в море. Только за июль–декабрь 2023 года в ЕС одного лишь зерна было ввезено 17 млн т. Из них 8,5 млн т поставила Украина. Вот поэтому поставки зерна из РФ (оно идет главным образом не в ЕС, а через ЕС для экспорта в третьи страны) европейских фермеров не особенно беспокоят, а поставки украинского – наоборот.
Тем не менее политический эффект от запретительных мер, несомненно, будет значимым. Их поддержат сторонники усиления давления на Россию. На саммите ЕС, который был 21–22 марта, президент Украины Владимир Зеленский дал понять, что повышенные тарифы на российское зерно станут жестом солидарности с его страной. «Когда украинское зерно выбрасывают на асфальт или железнодорожные пути, в Европу все равно везут российскую продукцию, а также товары из подконтрольной Путину Белоруссии. Это нечестно», – сказал он. А еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис назвал предложение Еврокомиссии свидетельством того, что найден «правильный баланс между поддержкой нашей экономики и фермерских сообществ» при «сохранении непреклонной поддержки Украины».
Если решение повысить тарифы будет принято в этом месяце, Брюссель успеет до важных политических событий. В ЕС наступает пора выборов. В некоторых странах избирают местные органы власти. Самым важным из них для перспектив ЕС будет голосование в Польше: оно назначено на 7 и 21 апреля. А в июне предстоят выборы в Европарламент. Пока все складывается так, что на них довольно сильно прибавят евроскептики. В Европарламенте усилятся позиции как умеренных «Европейских консерваторов и реформистов», так и более радикальной общеевропейской партии «Идентичность и демократия». Последняя, по данным опроса Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations, ECFR), может выиграть дополнительных 40 мест, увеличив свою фракцию с 59 до 98 человек. В Польше растет рейтинг коалиции ультраправых партий «Конфедерация свободы и независимости». Это происходит во многом за счет того, что она поддерживает протесты польских фермеров, борющихся против поставок агропродукции с востока. «Конфедерация свободы и независимости» не смогла пройти в Европарламент, но если на выборах в июне она туда пройдет, то, скорее всего, примкнет к «Идентичности и демократии». Тему неспособности Брюсселя справиться с разоряющим фермеров стран ЕС экспортом из бывшего СССР активно эксплуатируют «неудобные» для истеблишмента Евросоюза силы и в других странах. Яркий пример – Венгрия. Глава венгерского правительства Виктор Орбан связывает большие надежды с июньскими выборами. Он рассчитывает, что его партия Фидес сможет отбить у венгерской оппозиции места в Европарламенте. Поэтому переключение внимания на российский аграрный экспорт становится важным предвыборным шагом, который в руководстве ЕС, похоже, готовы сделать.