Правительство заявляет, что экстремистскими будут объявлены не пропалестинские организации, а те, кто продвигает идеологию, основанную на ненависти и насилии. Фото Reuters
Правительство Великобритании дало новое определение понятию экстремизма. В опубликованном в четверг сообщении Даунинг-стрит оно трактуется более узко и конкретно, чем раньше: не как открытое выступление против базовых ценностей демократического общества, а как распространение идеологии, основанной на насилии, ненависти и нетерпимости. Правительство планирует опубликовать список экстремистских организаций, обещая, однако, что их деятельность не будет запрещена. Тем не менее в стране многие возмущены и обвиняют кабинет Риши Сунака в разжигании исламофобии.
Итак, согласно решению правительство экстремизм теперь определяют как «пропаганду или продвижение идеологии, основанной на насилии, ненависти или нетерпимости», которая направлена на «отрицание или уничтожение основных прав и свобод других лиц». Раньше же экстремизм ассоциировался с действиями: «открытой и активной оппозицией фундаментальным ценностям, таким как взаимное уважение и толерантность». По факту данное понятие скорее расширяется, чем сужается. Ведь организации, чтобы ее объявили экстремистской, не обязательно вести активную и открытую деятельность.
Уже в ближайшее время могут быть объявлены группы, признанные правительством экстремистскими. Сделает это министр жилищного обеспечения, общин и местного самоуправления Майкл Гоув. Он утверждает, что свобода слова в данном случае затронута никак не будет. Ведь каких-либо санкций против организаций, попадающих в экстремистский список, не последует. Единственное, на что они не смогут рассчитывать, – это на деньги из бюджета страны. Гоув подчеркнул, что отдельные экстремистские организации пытались заручиться «покровительством, финансированием и влиянием правительства» и это было одной из причин, заставивших кабинет Сунака выступить с разъяснениями.
Британские СМИ пишут, что в предварительном обсуждении речь шла о включении в экстремистский список нескольких исламских сообществ и ряда ультраправых организаций. Если судьба вторых общественность беспокоит не особенно, то перспектива объявления экстремистскими религиозных групп не понравилась многим. Против выступили некоторые клирики Англиканской церкви. А Мусульманский совет Великобритании (The Muslim Council of Britain) охарактеризовал данную инициативу правительства как «недемократическую, вызывающую разногласия и потенциально незаконную». В Национальном совете мечетей и имамов обратили внимание на то, что определять, какие группы считать экстремистскими, решило само правительство, на основании субъективных взглядов министров. Это якобы создает угрозу того, что реальные экстремисты уйдут в подполье.
Особое возмущение мусульман страны понятно. Дать определение экстремизма правительство решило спустя две недели после телевыступления Сунака, в котором премьер-министр заявил, что шокирован «беспорядками и преступными действиями» в Великобритании, связанными с массовыми акциями из-за войны на Ближнем Востоке. Учитывая, что в стране больше пропалестинских протестов, чем демонстраций в защиту Израиля, очевидно, что он имел в виду. По мнению Сунака, мусульманские и ультраправые группы, по сути, подпитывают друг друга ненавистью, провоцируя угрозу насилия. Он также сказал, что страна сталкивается с небывалым ростом преступлений на почве ненависти против мусульман и евреев.
Отношение к ближневосточному конфликту в Великобритании сложное. Об однозначных трактовках не могут договориться не то что парламентарии, а даже члены одной партии, в том числе правящей Консервативной. Вместе с тем правительство нередко обвиняют в произраильской позиции. Сунак в целом поддерживает Израиль в его желании жестко ответить движению ХАМАС за теракт 7 октября прошлого года. Еще более жестко против палестинцев выступала теперь бывшая глава МВД Суэлла Браверман, которой именно из-за этого пришлось уйти в отставку. Примечательно, что британский премьер не смог скрыть своей досады оттого, что левый политик-социалист, глава Рабочей партии Великобритании Джордж Гэллоуэй недавно одержал убедительную победу на довыборах в Большом Манчестере, позиционируя себя как защитника мусульман.
Следует добавить, что происходящие сейчас в Великобритании процессы не воспринимаются там как нечто совсем беспрецедентное. Оппозиция со стороны мусульманского сообщества усиленному контролю правительства – это то, через что пришлось пройти соседнему государству, Франции. После ряда терактов власти страны, в первую очередь французский президент Эмманюэль Макрон, активно занялись законодательной проработкой вопроса. В частности, имамов, проповедующих в стране, заставили подписать хартию об уважении республиканских принципов. За мечетями и за сетевыми сообществами верующих был усилен контроль. Правда, список экстремистских организаций во Франции не составлялся.