Депутаты от оппозиции почтили память Навального вставанием, а сторонники Орбана остались на своих местах. Фото Reuters
Этой весной премьер-министру Венгрии Виктору Орбану придется выдержать серьезное противостояние с оппозицией. Его началом, похоже, стали события понедельника, 26 февраля, в парламенте страны. Оппозиция, объединенная в альянс «Вместе за Венгрию», ставит в вину Орбану лояльность РФ, снижение уровня жизни и особенно педофильский скандал, из-за которого Каталин Новак вынуждена была уйти с поста президента. Премьер-министр, однако, уверен в своих силах и рассчитывает, что ближайшие выборы (местных органов власти и Европарламента) принесут ему победу.
Венгерский парламент в первый день своей весенней сессии обсуждал два важнейших вопроса. Первый – о ратификации протокола по вступлению Швеции в НАТО: после того как документ ратифицировала Турция, Венгрия оставалась последней страной альянса, которая препятствует расширению его рядов. Второй – об утверждении заявления Новак об отставке и выборах нового президента. Правящая партия «Фидес», имеющая в парламенте большинство, предложила на этот пост несколько неожиданную кандидатуру – председателя Конституционного суда Тамаша Шуйока. Он не самый известный и не особенно популярный представитель венгерской власти, не проявлявший, в отличие от Новак, как-либо серьезных политических амбиций. На момент подписания номера неизвестно, как решены оба вопроса, зато можно сделать вывод, как будут атаковать Орбана его противники.
На открытии заседания премьер-министр обратился к депутатам с речью под названием «Вызовы и задачи, стоящие перед Венгрией». Он призвал поддержать ратификацию протокола о вступлении Швеции в НАТО, дав понять таким образом, что торговаться и конфликтовать с западными союзниками из-за этого вопроса его правительство более не намерено. От премьера ждали комментариев относительно обстоятельств отставки Новак. Она ушла после того, как стало известно о ее решении помиловать осужденного по громкому делу о педофилии в детском доме в городе Бичко. В прессе, симпатизирующей оппозиции, предполагали, что помилование не обошлось без санкции Орбана. О том же самом противники премьера говорили в парламенте. Орбан всячески подчеркивал, что расценивает решение Новак о помиловании осужденного по делу о педофилии как ошибку. Он поблагодарил ее за хорошую работу на президентском посту. Орбан упомянул о том, что преступления в Бичко совершались, когда у власти были представители нынешней оппозиции, а виновных осудили только при правлении «Фидес». Наконец, премьер-министр обещал провести масштабную проверку условий в детских домах страны и заявил, что пока он во главе правительства, «пощады педофилам не будет».
Оппозиция таким объяснением осталась не удовлетворена, равно как и той частью речи Орбана, которая касалась российско-украинского конфликта. Премьер-министр повторил, что Венгрия выступает за скорейший мир между двумя странами, и отверг обвинения в том, что действует в интересах Кремля. Орбан напомнил о помощи невоенного характера, которую его государство оказывает Украине.
Речь премьер-министра сопровождалась выкриками оппозиционеров, которых, похоже, оправдания премьера не убедили. Один из них, депутат от партии «Диалог за Венгрию» Бенци Тордаи призвал коллег объявить минуту молчания в память об Алексее Навальном* (осужден за экстремизм, внесен в список экстремистов и террористов). Депутаты от оппозиционных партий встали, представители проправительственной коалиции остались на своих местах. Тордаи назвал такую реакцию «Фидес» позором, а Орбан поблагодарил однопартийцев за выдержку и назвал Навального шовинистом, вспомнив, что тот нелицеприятно высказывался о грузинах во время войны в Южной Осетии в 2008 году. «В любом случае, покойся с миром», – сказал венгерский премьер-министр.
Судя по первому заседанию сессии, венгерская оппозиция намерена и дальше отыгрывать тему пророссийской, как они считают, внешней политики Орбана. Хватит ли ее наряду с педофильским скандалом и прочими обвинениями для того, чтобы потеснить позиции «Фидес» на предстоящих в июне выборах в местные органы власти, остается открытым вопросом. Согласно социологическому исследованию службы Publicus Intezet, опубликованному в декабре, партия власти опережала своих конкурентов, но ненамного. У «Фидес» было примерно 25% поддержки, у оппозиционных партий в сумме – около 18%. Сейчас, с учетом падения популярности премьера, должно быть, разрыв сократился.