Санкции ударили не по путчистам, а по наиболее уязвимым слоям населения Нигера. Фото Reuters
Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) сняло все санкции в отношении Нигера, введенные ранее. Это подтвердил глава комиссии ЭКОВАС Омар Алье Туре. Решение принято по гуманитарным соображениям. За последнее время стало понятно, что экономические санкции не изолируют путчистов, а лишь приносят беды и так небогатому населению. К тому же облегчение ограничений может способствовать налаживанию отношений и улучшению репутации ЭКОВАС в странах, где произошли государственные перевороты.
Предположения о том, что с Ниамея буду сняты экономические ограничения, высказывались в СМИ еще в минувший четверг. В ходе чрезвычайного саммита ЭКОВАС они подтвердились. Правда, продолжат действовать персональные санкции и меры политического характера, отметил Туре по итогам встречи в Абудже.
Напомним, Мали, Буркина-Фасо и Нигер объявили о выходе из ЭКОВАС уже после того, как против них были введены санкции. ЭКОВАС переживает кризис: организация в конечном счете ничего не смогла предпринять после переворотов в вышеназванных странах для возвращения легитимных режимов. Особенно болезненным стал последний госпереворот в Нигере: успех путчистов изначально был под вопросом, и военные поддержали президентских гвардейцев во главе с Абдурахманом Тчиани не сразу. Да и сам Тчиани в первые дни, когда президент Нигера Мохамед Базум уже был взят в заложники, еще не показывался на публике, видимо не решаясь раскрыть все карты из-за неуверенности.
Другой причиной, почему переворот беспокоил уже Запад: страна была важным опорным пунктом в Африке, в котором было сильно влияние Парижа, там располагался значительный контингент. А с учетом присутствия российских военных в Мали возникла угроза все большего участия Москвы в африканских делах.
Нигеру грозила война: в ЭКОВАС утверждали, что дата вторжения стран сообщества уже назначена, Ниамей обвинял Францию в снаряжении предполагаемых интервентов. Однако в итоге на военные действия в ЭКОВАС все-таки не решились. Ниамей тоже выдерживал не дружественный, но адекватный тон и курс, и связи с Москвой налаживал не так стремительно, как это делали в Бамако (см. «НГ» от 20.08.23). К тому же Мали и Буркина-Фасо заявили, что будут защищать коллег-путчистов, а позже и вовсе образовали военный союз. В итоге угрозы ЭКОВАС остались пустым звуком, и авторитет организации в очередной раз был поставлен под сомнение.
И вот теперь санкции с Нигера снимаются, хотя крупных подвижек и уступок со стороны Ниамея не было. Более того, страна вместе с Мали и Буркина-Фасо совсем недавно объявили о выходе из ЭКОВАС. А Базум продолжает удерживаться путчистами.
«ЭКОВАС оказался перед выбором – изолировать экономически военные правительства не получилось, военное решение было отмечено как катастрофическое для единства организации, но оставить все «так как есть» – это значит просто вести пустые разговоры без последствий и с ущербом для репутации. Да и невозможно постоянно вести диалог одними угрозами», – рассуждает автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что снижение давления на путчистов и граждан Нигера может и дать некоторые плоды, тем более если сами санкции оказались неэффективными в политической сфере. Следует учитывать и то, что Нигерия, играющая ключевую роль в ЭКОВАС, испытывает экономические трудности.
«Нигерия в последние месяцы находится на грани социального взрыва. В то же время три страны, где произошли перевороты, показали экономический рост. И наконец, санкции, в том числе введенные в финансовой сфере, прежде всего ударили по наиболее уязвимым слоям населения, а не по путчистам», – поясняет эксперт.