Дональд Трамп уверен, что сделает правильный выбор. Фото Reuters
Дональд Трамп почти разрешил важнейшую интригу современной американской политики. Оглашен список тех, из кого он будет выбирать своего вице-президента – то есть человека, который имеет реальные шансы в течение ближайших четырех лет возглавить Белый дом. В числе возможных преемников Трампа оказался не только губернатор Флориды Рон Десантис, которого он нещадно критиковал, но и бывшая демократ и левая радикалка Тулси Габбард, которая известна в том числе и тем, что пусть и с оговорками, но поддерживает позицию РФ по Украине.
В Южной Каролине 24 февраля состоятся республиканские праймериз. Трампу там будет противостоять Никки Хейли. Она единственный однопартиец, все еще оспаривающий у него право стать кандидатом от партии в президенты на выборах в ноябре этого года. Борьба обещает быть жесткой. Хейли обещала, что не снимет свою кандидатуру ни за что. Ее не смущают поражения везде, где она противостояла Трампу: в Айове, Нью-Гэмпшире, Неваде и на Виргинских островах. Южная Каролина – родной штат Хейли. Здесь она была губернатором и с тех пор достаточно популярна, а следовательно, может рассчитывать на успех. Кроме того, надо учесть, что выборы кандидата не прямые: американцы будут голосовать, строго говоря, не за Хейли или Трампа, а за выборщиков от них на партийном съезде, который пройдет летом и назовет соперника Джозефа Байдена на ноябрьском голосовании. От Южной Каролины избираются 50 выборщиков – больше, чем в любом другом штате, где ранее были праймериз. Все это побуждает кандидатов экспериментировать в поиске сильных ходов, способных привлечь к ним новых избирателей.
Поэкспериментировать решил и Трамп. В ходе этой избирательной кампании важнейшим является вопрос о том, кто будет его вице-президентом. Трамп моложе 81-летнего Байдена, но и ему солидные 77 лет. Значит, его четырехлетний срок может в любой момент закончиться, а главой государства станет вице-президент.
Трамп долго не раскрывал, кого назовет своим вторым номером, хотя и утверждал, что с кандидатурой уже определился. И вот он решил чуточку приоткрыть завесу тайны. Во время интервью Fox news, которое он давал в мэрии города Гринвилл в Южной Каролине, ведущая Лора Ингрэм зачитала список его кандидатов в вице-президенты. Трамп подтвердил, что действительно остановит выбор на одном из этих политиков. Так сказать, в первом ряду списка оказались губернатор Флориды Рон Десантис, предприниматель Вивек Рамасвами и сенатор от Южной Каролины Тим Скотт. Кроме них Ингрэм назвала члена Палаты представителей Байрона Дональдса и двух женщин, губернатора Южной Дакоты Кристи Ноэм и бывшего члена Палаты представителей Тулси Габбард.
В этом списке есть ожидаемые фамилии, а есть и очень неожиданные. Трамп неоднократно расхваливал на все лады Тима Скотта – так он, кстати, делал и во время эфира в Гринвилле, – поэтому у многих наблюдателей создавалось впечатление, что сенатор от Южной Каролины и будет вице-президентом. Довод против в данном случае заключается в том, что эта кандидатура откровенно слабая. Как сенатор он себя почти ничем не проявил, особой популярности в масштабах всей страны не снискал. По существу, единственный бесспорный плюс Скотта для избирательной кампании Трампа – это его цвет кожи. Но в списке есть и еще один афроамериканец: Байрон Дональдс. Кроме того, пример Байдена и Камалы Харрис наглядно подтвердил для всей Америки порочность идеи выбирать вице-президента, руководствуясь исключительно критериями политкорректности.
Неожиданных фамилий в списке кандидатов две: Десантис и Габбард. Губернатор Флориды, одно время обходивший Трампа по рейтингу, стал бы весьма непростым вторым номером и в силу характера, и в силу амбиций. К тому же избиратели Десантиса – наиболее консервативная часть республиканцев. А это те, кто и так за Трампа. Ему же, чтобы победить Байдена, нужно привлечь новый электорат.
С этой ролью в принципе могла бы справиться Габбард. Она уж очень неожиданная кандидатура. До 2022 года Габбард не просто состояла в рядах демократов, но была олицетворением взглядов и фобий, характерных для представителей левого и даже крайне левого крыла партии. По ряду вопросов ее взгляды разительно расходятся с теми, что есть у большинства республиканцев. Достаточно сказать, что Габбард – убежденная сторонница легализации абортов и однополых браков. Вместе с тем она, как и Трамп, выступает за жесткую борьбу с нелегальной миграцией и, что особенно важно для РФ, придерживается очень неортодоксальных взглядов на внешнюю политику США. Она неоднократно говорила, что винит Вашингтон (конкретно – демократическую администрацию) в конфликте РФ и Украины, за что в украинской прессе ее именовали сторонницей Путина. Сам конфликт Габбард, как и Трамп, предлагает разрешить компромиссной договоренностью между двумя странами. Следует добавить, что в марте она собирается посетить Мар-а-Лаго. Это резиденция и штаб Трампа. Так что переговоры о участии в каком-либо качестве в его кампании явно уже идут.
Решение Трампа обнародовать список возможных вице-президентов расходится с его собственным опытом 2016 года. Тогда он сравнительно поздно назвал своего второго номера, долго делая выбор между Майклом Пенсом и тогдашним губернатором Нью-Джерси Крисом Кристи. В конце концов Трамп выбрал Пенса, о чем впоследствии жалел.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в комментарии «НГ» предположил, что список кандидатов в вице-президенты обнародован сейчас по нескольким причинам. Во-первых, Трамп старается сцементировать партию, нанести удар по немногим оставшимся противникам в рядах республиканцев. «Десантис, Скотт и Рамасвами – это бывшие соперники Трампа. Теперь они на его стороне. Получается, это прямой удар по Хейли и по всем антитрамповским силам в партии. Им подается сигнал: с Трампом лучше дружить, чем ссориться.Так что ведите себя хорошо, переходите на его сторону, и он вас не забудет», – считает Васильев. Он обращает внимание на кандидатуру Рамасвами, а также на кандидатуры Ноэм и особенно Габбард. Первый, как отмечает Васильев, молодой трампист. Включив его в список кандидатов в вице-президенты, Трамп хочет подчеркнуть, что у трампизма есть в партии долгосрочное будущее. А кандидатура Габбард – попытка привлечь независимого избирателя, не примыкающего ни к демократам, ни к республиканцам, и, кроме того, способ упредить попытки навязать Хейли в качестве вице-президента (эта идея есть у части партийного истеблишмента). «Габбард в некоторых аспектах двойник Хейли. Трампу скажут: нужен вице-президент – женщина индийского происхождения. Он скажет: такой кандидат у меня есть, но это не Хейли, а Габбард», – полагает Васильев.
А сам обширный список кандидатов в вице-президенты – это еще и удар по демократам. Трамп демонстрирует, насколько богат у него выбор вторых номеров. В нем есть место как его единомышленникам, так и бывшему демократу Габбард. У Байдена скамейка запасных меньше, и нет пока признаков того, что она расширится.