Фото Синьхуа
Министр общественной безопасности Китая Ван Сяохун на встрече с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном в Будапеште предложил помощь в борьбе с терроризмом и организованной преступностью. Это выходит за рамки прежних двусторонних отношений в сфере торговли и инвестиций. Ван и министр внутренних дел Венгрии Шандор Пинтер также подписали документ о сотрудничестве правоохранителей двух стран. Этот шаг сделан на фоне попыток Венгрии уменьшить зависимость от НАТО. В Пекине считают позицию Венгрии фактором, облегчающим ему проникновение в Европу.
Поездка китайского министра совпала с 75-й годовщиной установления дипломатических отношений между КНР и Венгрией. Гость сказал, что новые договоренности открывают перспективы дальнейшего расширения связей. Но, как передало Reuters, визит нужно рассматривать в широком международном аспекте. Во-первых, утверждает агентство, Венгрия – это союзник России. Во-вторых, это страна, которая пока сопротивляется попытке Швеции вступить в НАТО.
Насчет формулировки «союзник России» агентство, конечно, допустило преувеличение. Как передал ТАСС, ссылаясь на российского посла в Венгрии Евгения Станиславова, у двух стран очень хорошие прагматичные отношения, но есть вопросы, по которым они расходятся.
По вопросу присоединения Швеции к НАТО дал разъяснения сам Орбан. Он выразил уверенность, что парламент вскоре одобрит вступление Швеции в альянс.
Спрашивается, насколько надежным партнером Китая в этом контексте становится Венгрия. И собственно, чего добивается от нее Пекин? В беседе с «НГ» Василий Кашин, старший научный сотрудник Высшей школы экономики, отметил: «У сближения Китая с Венгрией есть два измерения. Переговоры двух министров – это нормальный для таких должностных лиц обмен информацией, связанной с деятельностью трансграничных преступных группировок. Это актуально, так как Венгрия играет очень важную роль в деловых связях Китая с Восточной Европой. В Венгрии с 1990-х годов находится большая китайская диаспора. Второе измерение более важное. Китай добился больших успехов в технологиях обеспечения безопасности. Это проекты «безопасных городов». Они включают в себя современные системы видеонаблюдения, распознавания лиц, спецсвязи. Китай очень активно эти технологии, включая 5G, экспортирует. Но эта проблема в Евросоюзе стала глубоко политизированной. В ЕС обвиняют Китай в использовании таких технологий для шпионажа. Брюссель поставил заслоны для доступа Китая на этот рынок. И все это не может не отражаться на отношениях КНР с ведущими державами НАТО. Пекин раздражает то, что такие члены альянса, как Германия, Франция, тоже стали отправлять свои военные корабли на Тихий океан, в Южно-Китайское море».
Такой курс получил жесткую оценку со стороны главы МИД Венгрии Петера Сийярто. «Европе пора взглянуть в лицо реальности и перейти к сотрудничеству вместо самоизоляционизма, – заявил он. – Ведь китайская экономика просто-напросто превзошла европейскую. А в случае с Венгрией все очевидно. Китайские инвестиции – это ключ к долгосрочному росту венгерской экономики».
Газета South China Morning Post напоминает, что Венгрия стала членом НАТО в 1999 году, членом Евросоюза – в 2004-м. Но это не помешало ее курсу на сближение с Китаем. Венгрия стала первой в Центральной Европе страной, подписавшей с Пекином меморандум о строительстве высокоскоростной железной дороги, соединяющей Будапешт со столицей Сербии.
Орбан также стал единственным лидером государства Евросоюза, который в октябре прошлого года посетил форум «Пояса и пути», где хозяином выступил председатель КНР Си Цзиньпин.
Китай стал крупнейшим инвестором в Венгрии с 2020 года. Там располагается самая большая за пределами КНР производственная и логистическая база компании Huawei Technologies. Предупреждения Европейской комиссии о том, что этот гигант может подорвать безопасность ЕС, никаких последствий для китайско-венгерских отношений не имели. На очереди открытие завода китайского автопроизводителя BYD.