Воспоминания о временах, когда советско-американская война в космосе казалась возможной, стали в США неожиданно актуальными. Иллюстрация 1984 года с сайта www.dodmedia.osd.mil
Загадочные новости приходят из США. Там, как оказалось, ожидают, что Россия разместит ядерное оружие в космосе. Об этом со среды, 14 февраля, стали сообщать американские СМИ. На следующий день помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан провел в Конгрессе брифинг, закрытый для журналистов, где рассказал о некоей «серьезной угрозе» его стране. Ведущая американская газета и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков неожиданно совпали в оценке происходящего: Белый дом пытается психологически воздействовать на конгрессменов в надежде добиться принятия законопроекта о дополнительном финансировании Украины.
Первые сообщения о секретной информации чрезвычайной важности, полученной Белым домом, появились сразу в нескольких ведущих СМИ, что бывает при умышленной утечке. О ней упомянули CNN, NBC news, The New York Times и ряд других изданий. В изложении агентства AP, которое ссылалось на некоего сотрудника Конгресса, сведения касались угрозы развертывания в космосе российского противоспутникового оружия, которое, возможно, является ядерным. Четыре неназванных источника агентства заверили его, что речь идет именно об угрозе. Оружие в эксплуатацию не введено.
Очень скоро дело дошло до заявлений официальных лиц, сделанных отнюдь не анонимно. Председатель комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США Майк Тернер обратился с письмом к коллегам. В нем говорилось, что обсуждение данного вопроса является неотложным. Тернер также попросил американского президента Джозефа Байдена срочно рассекретить информацию о российском космическом оружии, о котором сообщали в среду СМИ.
Ряд конгрессменов (в основном демократы) поспешили с комментариями, из которых следует, что они не знают, какие сведения им собираются раскрыть, но призывают не драматизировать ситуацию. «Люди не должны паниковать – это однозначно. Люди не должны паниковать», – сказал журналистам демократ, член Палаты представителей Джим Хаймс, вряд ли не понимая, что такие слова, наоборот, панику провоцируют.
Тут уж вмешался Салливан. На брифинге для прессы он заявил, что «удивлен» Тернером. Ведь Салливан, по его словам, как раз собирался 15 февраля побеседовать с конгрессменами на данную тему. Об этом Тернеру должно быть известно. Ведь он входит в число конгрессменов (так называемую банду восьми), которые имеют допуск к разведывательной информации. Им-то Салливан и собирался рассказать о полученных сведениях, но только в закрытом для прессы режиме.
«Давайте дождемся этого брифинга, будет ли какая-то информация. Но очевидно, что Белый дом пытается правдами или неправдами сподвигнуть Конгресс на голосование по законопроекту о выделении денег», – сказал Песков, отвечая на вопросы журналистов. Практически с тем же предположением выступила и газета The New York Times, допустившая, что аргумент о непосредственной угрозе США может быть использован для воздействия на республиканцев в Палате представителей (к их числу, кстати, относится и Тернер), не желающих одобрять законопроект о дополнительном финансировании, в том числе Украины. Споры о нем идут давно.
Законопроект, предусматривающий выделение 118 млрд долл. дополнительного финансирования Украине, Израилю, Тайваню и охраны американо-мексиканской границы, был фактически «похоронен» республиканцами не без участия экс-президента Дональда Трампа (см. «НГ» от 07.02.24). Их не устраивает недостаточная сумма, выделяемая на усиление охраны границы. Этот вопрос в условиях непрекращающегося притока нелегальных мигрантов в наибольшей степени интересует американское общество. После этого демократическое большинство в Сенате смогло провести через верхнюю палату законопроект о финансировании на сумму 95 млрд долл. только Украины, Тайваня и Израиля. О границе предполагалось договориться отдельно. Украина должна получить около 61 млрд долл. – как и в первом законопроекте, где тоже было предусмотрено, что большая часть из этой суммы останется в США.
Помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан заявил, что расскажет все, но не журналистам, а конгрессменам. Фото Reuters |
Республиканцы, особенно трамписты, придерживаются принципиальной позиции: конфликтом РФ и Украины должна заниматься в первую очередь Европа. Для США же во внешней политике главное – противостояние Китаю и помощь Израилю. Теперь фокус внимания американского общества, а значит, и избирателей республиканцев хотят сдвинуть в сторону России. Причем для этого используется давно знакомый в США образ военного соперничества двух стран в космосе. Он вызывает в памяти американца Стратегическую оборонную инициативу (СОИ) – «программу звездных войн» времен республиканского президента Рональда Рейгана.
Впрочем, может быть все проще. «Сейчас имеет место типичная американская реакция на российский технологический прорыв, о котором Москва давным-давно предупреждала. Так было, например, при запуске первого советского спутника, ставшего для американцев почему-то сюрпризом. То, что наша страна разрабатывала такое оружие еще в советское время, а потом при президентстве Дмитрия Медведева эти разработки возобновились, не было ни для кого секретом», – заметил в комментарии «НГ» руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк. Необходимо напомнить, что о наличии проекта российской крылатой ракеты «Буревестник» глобальной дальности с атомным двигателем Владимир Путин заявил еще в 2018 году в Послании Федеральному собранию. Так что, по идее, факт подобных разработок не должен производить на американцев ошеломляющее впечатление.