0
3128
Газета В мире Печатная версия

11.02.2024 19:48:00

Выборы расшатали гибридный политический режим в Пакистане

Армия не смогла помешать успеху Имрана Хана

Тэги: пакистан, политический кризис, выборы, имран хан, протесты, кашмир, индия


пакистан, политический кризис, выборы, имран хан, протесты, кашмир, индия После голосования сторонники Имрана Хана провели демонстрации, требуя его освобождения. Фото Reuters

Генералы призвали избирателей укрепить стабильность в Пакистане, но голосование еще больше обострило политический кризис. Хотя сторонники экс-премьера Имрана Хана, приговоренного к длительному сроку заключения, выступали как независимые, они получили относительное большинство в нижней палате парламента. Партия Наваза Шарифа, тоже бывшего главы правительства, поддержанная военными, – на втором месте. Она пытается договориться с партией, возглавляемой сыном убитого премьера, о создании коалиционного кабинета.

Сторонники Имрана Хана, сидящего в тюрьме, сумели послать агитаторов к избирателям в городах и деревнях и даже привлечь на помощь искусственный интеллект (см. «НГ» от 06.02.24). Так или иначе, но его партия «Движение за справедливость» (PTI), по сведениям на середину дня в воскресенье, завоевала 101 место из 266, за которые шла схватка. «Пакистанская мусульманская лига – Наваз» (PMLN) получила 75 мест, Пакистанская народная партия (PPP), возглавляемая Билавалом Бхутто Зардари, – 54. Эти две партии проводят переговоры о формировании альянса, коалиционного кабинета и даже о возможном разделе портфелей в нем. Но представитель партии Хана заявил, что она при поддержке союзников сама хочет сформировать правительство, и призвал к протестам на тех участках, где итоги волеизъявления были сфальсифицированы.

The New York Times утверждает, что никогда еще армия не вмешивалась столь открыто в пользу кандидата, который ей был предпочтителен. Впрочем, государственную систему в стране и прежде трудно было назвать демократической. Это скорее гибридный режим, где военные правят наряду с политиками. Хана отстранили от власти в 2022 году, когда парламент выразил ему недоверие. Он обвинил армию в том, что она устроила эту акцию. Генералы это отрицают. Как бы то ни было, все это породило политический кризис в стране, обладающей ядерным оружием. Он длится два года.

По мнению аналитиков, военные хотели положить конец широкой поддержке бывшей звезде крикета и поспособствовать победе его соперника Наваза Шарифа. Причем генералы на сей раз действовали жестче, чем раньше. Сторонников «Движения за справедливость» запугивали. В то время как самому Хану по решению суда запрещено занимать государственные посты в течение 10 лет, многих его единомышленников арестовывали, принуждали очернить партию.

Наваз Шариф был премьером три раза. Его репутация зиждется на том, что ему удавалось восстановить рост экономики. Отношения Наваза с военными тоже не были простыми. Случалось, он терял их доверие, когда требовал , чтобы гражданской администрации дали больше полномочий. Но в этот раз он снова в фаворе у генералов.

Пакистанская народная партия, возглавляемая Билавалом Бхутто Зардари, сыном убитого премьера Беназир Бхутто и внуком казненного военными лидера страны Зульфикара Али Бхутто, делает ставку на то, что граждане их потомку симпатизируют. Оплот PPP – провинция Белуджистан, где находится родовое гнездо клана Бхутто.

В беседе с «НГ» Глеб Макаревич, младший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Переговоры между партией Наваза Шарифа и Пакистанской народной партией действительно идут. В ходе предвыборной кампании PРP критиковала Шарифа. Но «внешние силы» – военные – убедят участников встреч быть более сговорчивыми. И в итоге они сформируют правительство».

Касаясь вопроса о том, как итоги выборов могут повлиять на обстановку в Южной Азии, эксперт сказал, что при Навазе Шарифе Пакистан и Индия начали улучшать взаимоотношения. Но после того, как Индия отменила статус своей части Кашмира как отдельного штата и превратила его в союзную территорию с меньшей автономией, шансы на успешные переговоры между Индией и Пакистаном снизились.

Ведь Пакистан, как и Индия, считает весь Кашмир своей территорией. У пакистанской элиты нет стимула для компромисса с Индией. Что касается премьер-министра Индии Нарендры Моди, то его существующее положение вполне устраивает. Одним словом, пертурбация в Пакистане вряд ли что изменит.

С Россией связи при Имране Хане шли по восходящей. После него этот тренд остановился. Конечно, Вашингтон будет тормозить рост российско-пакистанских отношений, как только сможет. Но нельзя исключать, что Наваз Шариф, который славится своей изворотливостью, тоже захочет улучшить отношения с Москвой, заключил Макаревич. 


Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
1926
В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

0
1603
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
2651
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
3045

Другие новости