Премьер-министр Италии Джорджа Мелони уверена, что с Африкой можно говорить языком рыночных отношений. Фото Reuters
В Риме прошел саммит «Италия–Африка», на нем премьер-министр Джорджа Мелони объявила о плане, согласно которому страны северной части Черного континента получат 5,5 млрд евро инвестиций в обмен на усиление контроля над побережьем. Рим не хочет, чтобы нелегалы приплывали к берегам острова Лампедуза. Но не забывает и о выгоде, поскольку ключевыми инвестициями станут вливания средств в сферу энергетики. Второй пункт может оказаться даже более важным.
Мелони на встрече с лидерами более 20 стран Африки изложила так называемый план Маттеи. Энрико Маттеи – не кто иной, как основатель итальянского энергетического гиганта Eni. Он, в частности, финансировал Алжир во время его освободительной борьбы с Парижем. При этом африканская страна является газовой жемчужиной Африки, которая начинает играть все более ощутимую роль для близлежащей Европы в условиях отказа последней от поставок топлива из России.
Практически год назад Мелони посетила Алжир. Вместе с ней там побывали и представители Eni с целью заключения контрактов.
На этот раз ключевыми должны стать инвестиции в альтернативные источники энергии. Использовать энергию солнца и ветра – весьма выгодная идея применительно к Африке. 3 млрд евро предполагается взять из итальянского Климатического фонда, еще 2,5 млрд – из Фонда по сотрудничеству и содействию развитию.
Мелони отдельно подчеркнула, что речь идет не о руке помощи, а о вложениях. Это может знаменовать важный поворот Европы, которая «правеет». Итальянский премьер подчеркнула, что Италия «верит в возможность написания новой главы в истории отношений как сотрудничество между равными партнерами, без «хищнического» навязывания или благотворительной позиции по отношению к Африке».
То есть глава «Братьев Италии» не постеснялась признать, что Рим заниматься гуманитарной помощью Черному континенту не собирается, объясняя инвестиции стремлением к извлечению пользы.
Reuters подчеркивает, что Риму будет трудно конкурировать с влиянием Москвы и Пекина в Африке, ему может не хватить средств на активную внешнюю политику. Впрочем, подход итальянцев выглядит весьма прагматичным: развивать невоенное присутствие, не всегда сулящее финансовые выгоды, а сразу строить экономические отношения. Такие утилитарные принципы куда ближе к внешнеполитической философии Пекина, нежели Москвы.
В обмен на инвестиции африканские страны должны будут бдительно следить за своими морскими берегами: чтобы с них потенциальные нелегалы не отправлялись в морское путешествие в сторону стран – членов ЕС. Но каким образом небогатые страны Черного континента будут следить за обширной береговой линией, остается неясным.
На саммите присутствовала в том числе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она также подчеркнула необходимость «взаимовыгодности» отношений Европы и Африки.
«Нам всем нужно перейти на экологически чистую энергию и адаптироваться к изменению климата. Нам всем нужно подготовить нашу рабочую силу для завтрашнего дня. Мы все хотим остановить трагическую гибель людей на миграционных маршрутах. И мы все хотим предоставить возможности для молодежи. Так что нас объединяет не только география, но и стремление приносить взаимную выгоду всем нашим людям. Итак, мы должны перейти к конкретике», – заявила она.
Фон дер Ляйен напомнила, что в рамках проекта «Глобальный портал» ЕС планирует инвестировать в Африку 150 млрд евро, в том числе в сфере зеленой энергетики.
Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Елена Маслова в разговоре с «НГ» отметила, что план, предложенный Мелони, является, по сути, односторонним, что не понравилось, в частности, в Африканском союзе.
«Африканцев не спрашивали, чего хотели они. При этом для многих оскорбительно само название «план Маттеи», поскольку оно носит колониальный характер. Италии же выгодны сезонные рабочие, в которых сильна потребность. Рим хочет заменить нелегальную миграцию на легальную», – сказала эксперт.
Она добавила, что миграционный вопрос не является ключевым на данном саммите. Стратегическая задача Италии: стать газовым хабом между Африкой и Европой и обеспечить свою энергетическую безопасность.