Директор национальной разведки Аврил Хейнс, министр обороны Ллойд Остин проинформировали Джо Байдена об атаке на американский аванпост в Иордании. Фото Reuters
Кремль видит тревожные признаки в нынешней ситуации на Ближнем Востоке, которая многократно усилилась после убийства американских военных в Иордании. В эти дни Пентагон начал интенсивные внутренние консультации по поводу способов ответа на гибель военного персонала. Источники западных изданий называют среди возможных опций удар по военно-морским объектам Ирана. Другое направление обсуждений – как укрепить противовоздушную оборону на базах США.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что российская сторона не приветствует те действия, которые ведут к нагнетанию напряженности на Ближнем Востоке. Так он прокомментировал готовность США ответить силой на убийство своих военных. Отдельно представитель президента РФ обратил внимание на «избыточный конфликтный потенциал», который накопился в регионе с начала войны в Газе.
В Пентагоне начались консультации по поводу сценариев ответа Ирану. Как заявили в разговоре с каналом CNN чиновники администрации, реакция Вашингтона должна быть более мощной, чем предыдущие американские удары в рамках самообороны в Ираке и Сирии. В то же время, по их словам, бомбардировка объектов Исламской Республики, к которой Белый дом склоняют некоторые конгрессмены, является одним из наименее вероятных вариантов, потому что Джозеф Байден хотел бы избежать полномасштабного конфликта с Тегераном. Госсекретарь Энтони Блинкен, выступая на совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в Вашингтоне, заметил: «Мы не стремимся к войне с Ираном, но мы защищали и продолжим защищать наш личный состав и предпринимать все необходимые действия для этого, включая очень энергичный ответ на недавно имевшие место атаки». «Присутствие наших сил в Ираке и Сирии не имеет никакого отношения к Газе», – отметил глава Госдепа. По его словам, войска США занимаются борьбой с джихадистами, и Ирану следовало бы ценить это.
Впрочем, источники издания Politico утверждают, что опция с прямым нападением на Исламскую Республику находится «на столе». По словам официальных лиц, в числе вариантов – удары по иранскому персоналу в Сирии или Ираке. Это регулярная практика, к которой прибегает Израиль. Обсуждается и радикальный сценарий – уничтожение военно-морских объектов Ирана в Персидском заливе. Несмотря на то что в США набирает обороты предвыборная кампания, помощники Байдена отмечают, что Белый дом готов к решению сразу нескольких задач – как внешних, так и внутренних.
Накануне Иран направил письмо на имя постпреда председательствующей в Совете Безопасности (СБ) ООН Франции, в котором попытался дать ответ на «неоправданные обвинения» со стороны администрации Байдена по поводу связи между шиитскими иррегулярными формированиями и Тегераном. «Нет ни одной группировки, действующей в Ираке или Сирии, которая была бы связана, находилась бы под контролем или действовала бы в интересах Исламской Республики Иран. В связи с этим Иран не несет ответственности за действия каких-либо лиц или группировок в регионе», – говорится в послании за подписью постоянного представителя Исламской Республики при ООН Амира Саида Иравани.
В США профильные структуры пытаются разобраться, как была допущена атака на пункт материально-технического обеспечения в Иордании. Данные предварительного расследования показали, что боевой беспилотник, запущенный шиитскими группировками, смог уклониться от радаров, потому что в этот же момент американский дрон, возвращавшийся с задания, должен был зайти на посадку. В Пентагоне считают, что проиранские силы знали об этом и увидели возможность в этом временном окне. Пункт материально-технического обеспечения, который был скомпрометирован, находится в считаных километрах от базы ВС США Ат-Танф на территории Сирии, в связи с чем в этом районе сохраняется высокая интенсивность полетов.
Каждая база, которая расположена в зоне ответственности Центрального командования ВС США, включая иорданский объект, имеет возможность противостоять угрозе дронов. Системы защиты включают в себя средства многоуровневой кинетической и радиоэлектронной борьбы, пояснил военный источник издания Breaking Defense. Однако сейчас в Пентагоне открыта дискуссия по поводу того, как можно улучшить системы противовоздушной обороны. «Особенность этой атаки заключалась в том, куда именно она пришлась, – обратила внимание, выступая на брифинге, официальный представитель Пентагона Сабрина Сингх. – Воздействию дрона подверглось место, где находятся жилые помещения. Полагаю, это произошло довольно рано утром, поэтому люди на самом деле находились в своих кроватях».