Распри с Ираном волнуют пакистанцев. ТВ информирует их о последних событиях. Фото Reuters
В четверг ВВС Пакистана нанесли удар по боевикам народности белуджи, которые базируются в Иране в соседней с Пакистаном провинции Систан и Белуджистан. Эта группировка устраивает теракты в Пакистане под флагом независимости для белуджей. А во вторник Иран ударил ракетами по базам боевиков-суннитов в Пакистане. В свете событий в Газе возникает опасность втягивания в войну еще двух стран.
На первый взгляд конфликт будит старые религиозные распри. В Иране с его шиитской идеологией не приемлют существования в соседней стране организации, состоящей в основном из суннитов, которая совершает нападения на иранских полицейских и членов Корпуса стражей исламской революции.
Как передал Reuters, Иран заявил, что он атаковал базы боевиков в Пакистане, связанные с Израилем. Этнически эти группы принадлежат к белуджам. Одна из них называет себя «Фронт освобождения белуджей».
Асфандир Мир, эксперт по Южной Азии, работающий в США, говорит, что мотивы для иранских атак на Пакистан довольно туманны. Тем не менее эскалация возможна. Ведь Тегеран, послав силы для удара внутри пакистанской территории, перешел порог, который даже США и Израиль старались не переступать. Подоплека событий состоит также в том, что обе стороны подвергли атаке воинственные группировки, действующие в районе пакистанской провинции Белуджистан и иранской провинции Систан и Белуджистан. В обеих нет порядка, обе отстают в экономическом развитии и богаты минеральными ресурсами. «Фронт освобождения белуджей», по которому Исламабад нацелил свои самолеты над иранской территорией, устраивает теракты не только против пакистанцев, но и против китайских специалистов, работающих в стране. Формально Исламабад дал резкий ответ соседу. Пакистан отозвал своего посла из Ирана в знак протеста, как было заявлено, против вопиющего нарушения суверенитета страны.
Таким образом, не религиозные различия питают спор, а отсутствие взаимного доверия, подозрение, что сосед причастен к дестабилизации обстановки в обеих странах. Впрочем, ни Исламабад, ни Тегеран не хотят, чтобы ограниченные по масштабу военные акции приобрели характер межгосударственного конфликта.
Недаром МИД Пакистана заявил: «Пакистан полностью уважает суверенитет и территориальную целостность Исламской Республики Иран. Единственной задачей военной акции было защитить собственную безопасность Пакистана и его национальные интересы». Но Иран это объяснение не удовлетворило. Он, в свою очередь, категорически осудил пакистанское нападение.
Что же дальше? Как передало агентство АР, раздор между двумя соседями угрожает распространением насилия на весь Ближний Восток, который дестабилизировала война Израиля против ХАМАС. Ведь Иран в понедельник подверг бомбардировке с воздуха Ирак и Сирию, поскольку там укрываются террористы «Исламского государства» (запрещено в России). Оно, по мнению Тегерана, ответственно за взрывы около кладбища в Иране, где должна была проходить церемония памяти генерала Корпуса стражей исламской революции. Там погибло более 90 человек.
Перспектива расширения войны на Ближнем Востоке никак не устраивает Китай. Ведь в результате ее страдают коммерческие интересы КНР. Так, из-за атак хуситов в Красном море замедлилась транспортировка китайских экспортных товаров через Суэцкий канал. Помимо этого Китай, покупатель иранской нефти, участвует в модернизации иранской инфраструктуры и промышленности.
А Пакистан в течение многих десятилетий служит главной опорой влияния Китая в Южной Азии. Через эту страну прокладывается транспортный коридор из северо-запада КНР к Индийскому океану. Новой манифестацией тесных китайско-пакистанских уз стало намерение Исламабада приобрести у Китая истребители FC-31, произведенные по технологии stealth.
Неудивительно, что Пекин стремится помочь примирить соседей. Представитель МИД КНР Мао Нин заявила: «Китай готов оказать содействие в устранении разногласий между Ираном и Пакистаном». В Пекине надеются, что и Пакистан, и Иран «проявят спокойствие и сдержанность, будут избегать эскалации», продолжат устранять взаимные разногласия путем диалога и консультаций, пояснила представитель МИД.
В беседе с «НГ» Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, отметил: «В принципе границы между соседями трудно охранять, там горы. Это облегчает жизнь террористам, которые могут перемещаться между двумя странами. Так что частично это были удары Ирана по этим боевикам в Пакистане. Но в то же время Иран прямо не поддерживает ХАМАС, стараясь сохранить за собой свободу рук. Это не мешает Ирану увязывать действия террористов с Израилем или американской разведкой».